Что значит иерархия? Это означает
порядок подчинения низших высшим. Христианская семья придерживалась
только такого принципа, ведь она – «малая церковь»: дети, в соответствии
с заповедями, должны были почитать отца и мать, жена – слушаться мужа,
конечно, при условии, что муж не деспот и не заставлял и жену и детей
следовать его неразумным прихотям.
И послушание и подчинение – все это
составляет иерархические семейные отношения. Принцип подчинения младших
старшим должен строиться только на любви, доверии, открытости. Все в
семье должно быть гармоничным. Оглядываясь назад, в прошлое, можно
видеть, насколько крепкими были семьи, где неизменно сохранялся
авторитет старшинства. Семья была единодушной, мать говорила детям, а их
было много: и 12, и 14, чтобы чтили отца – он кормилец, и, более того,
отец должен был видеть своих детей и послушными, и готовыми идти на
первый зов отца. Отец – глава семьи, независимо от того, сколько денег
приносил и в какой степени он обеспечивал семью. Отец принимал
окончательное решение и отвечал за все и за любые последствия после его
принятия. Дети знали, что отец – это их опора и защита. И поскольку брак
– понятие не экономическое, а духовное, вся семья проникалась и жила в
той атмосфере, которую обеспечивали их отец и мать.
Отец и мать ради своих трудных, но любимых
детей – жертвуют собой, своим здоровьем, силой, порой и своим
самолюбием. Родители дают детям не только хлеб насущный, но и духовную
пищу, и делают это с их момента рождения. Так было и так есть в
благочестивых семьях.
Мать, как никто другой, чувствует свое
дитя. Она его успокоит, приласкает, если ребенок не может заснуть,
поможет ему, убаюкает. В уходе и воспитании она играет главенствующую
роль, ведь у нее связь с ребенком иная, чем у отца. Но отец может трезво
оценить какую-то ситуацию, остановить супругу от необдуманных шагов,
баловства по отношению к ребенку.
Наставления матери действуют на сердце
ребенка, никто не может заменить матери, именно она знает душевное
расположение и его потребности. При этом слова матери наиболее
воздействуют на душу ребенка. Поэтому от нее в большей степени зависит
определенный настрой ребенка. В частности, осознание того, что в семье
каждый выполняет свое назначение, и дети слушают старших, своих родных
потому, что они взрослые. Слово старших во всех житейских ситуациях –
последнее, и здесь нет «хочу», «не хочу». Таковы принципы воспитания,
передаваемые из поколения в поколение.
На Руси сложились по поводу строгого
воспитания детей даже такие пословицы: «Наказуй детей в юности, успокоют
тебя на старости», «За битого двух небитых дают», «Корми сытным куском,
учи крепким дубком», «Не станешь учить, когда поперек лавки ложится, –
во всю вытянется, не выучишь», «Учи сына жезлом, в разум войдет – не
попомнит отца злом». Отца звали «грозным батюшкой», ни одно его слово на
ветер не бросается, «родительско-отцовское слово не мимо молвится».
Мать для детей была «родимой матушкой»:
«Кому и пожалеть деток, как не родимой матушке»; «Мать о детях днем
печальница, в ночь – ночная богомолица», ее молитва о детях «со дна моря
поднимает». Если она по примеру отца, главы семейства, «учит» своих
деток, то хоть и «высоко замахивается, да не больно бьет».
С самого раннего возраста ребенок должен
осознать, что существуют определенные законы, в частности, что старшим –
отцу, матери, дедушке, бабушке необходимо подчиняться. И чем раньше это
поймет ребенок, тем легче будет его дальнейшее воспитание.
Внушение правил поведения ребенку, к
сожалению, не ограничивается одними словами. С его стороны проявляется
нежелание подчиняться, а также, во многих случаях, упрямство. И тогда
приходится прибегать к крайней мере – физическому наказанию. В
прошлом во всех учебных заведениях применялись розги, а в семье – был
«домашний» ремень, который лежал на видном месте. Но если физическое
наказание применяется как основной метод воспитания, то ребенок будет
делать все только «из-под палки», и, бывает, очень часто это озлобляет
его, делает скрытным и недоверчивым, а также оставляет негативный след
на развитии его характера. Окрики, длинные нравоучения не затрагивают ни
чувств, ни воли ребенка.
Каков же выход? Личный пример родителей.
Глядя на них, ребенок видит, что родители уступают друг другу, не
ссорятся, слово отца – закон для всей семьи, причем он не деспот, не
самодур, но строг и справедлив. Мать всегда старается угодить во всем
главе семейству, он же, в свою очередь, советуется во всем, хочет, чтобы
всей семье было хорошо, она ни в чем не нуждалась. Ребенок видит, что
его любят, что с ним справедливы родители, чему учат его, так и сами
поступают, поэтому берет пример с родителей. Молодые супруги, воспитывая
своих детей, начинают следить за собой и заниматься самовоспитанием.
Иерархические семейные отношения включают в себя такие элементы воспитания детей, как наказание, принуждение.
Нельзя предоставлять детей самим себе – в таком случае вырастают
эгоисты, руководствующиеся только собственными интересами. В дальнейшем
они не будут осознавать нравственную ответственность за свои поступки,
будут неразборчивыми в достижении своих целей. Принуждение
необходимо при воспитании детей, чтобы направлять их поступки в нужное
русло, направлять волю детей ко благому, таким образом дети приучаются к
ответственности, когда требуется выполнение посильных для них
предписаний взрослых.
Необходимо разумное и умеренное применение принуждения и наказания – это прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.
Наказания могут быть разными: оставление
без сладкого, запрещение просмотра любимых мультиков, получения других
удовольствий и прочее. Если слова оказываются недостаточными, то
необходимы более чувствительные способы. Ведь всякая добрая привычка
всегда дается не сразу, но с трудом, принуждением, и даже со слезами. По
словам апостола Павла, «всякое наказание в настоящее время кажется не
радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный
плод праведности» (Евр. 12, 11). Родители, помните слова из Библии:
«если у тебя есть дети, учи их, и с юности нагибай тело их».
Таким образом, одной из самых важных задач родителей является воспитание послушания
в детях. В Евангелии апостол Лука подчеркивает, что отрок Иисус был
послушен своим родителям. Он так пишет о 12-летнем Иисусе: «Иисус пошел и
пришел с Иосифом и Мариею Матерью Своею в Назарет; и был в повиновении у
них». (Лк. 2, 51). И апостол Павел говорит об Иисусе, уже достигшем
мужского возраста, прославляя Его послушание Отцу небесному: «Он
послушен был, даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8).
Кто хочет иметь послушных детей, сам должен
признавать авторитеты: Бога, Церковь, заповеди Божии, законы
государства. Если же в семьях господствует дух свободомыслия, неуважения
к слову Божию, где о Боге не принято говорить, все отрицается, никто и
ничто не уважается, то каким же вырастет в такой семье ребенок? Когда
такие родители приводят слова из пятой заповеди «Чти отца твоего и
матерь твою.», то это не воспринимается ребенком серьезно, он просто
пропускает все мимо ушей.
Что есть послушание? Это подчинение чужой воле. Но чтобы это сделать, нужно иметь уважение к другому человеку, любить его и следовать ему.
Если родители хотят видеть свое дитя
послушным, то не должны допускать упорства и своеволия ребенка. То, что
необходимо для него, можно исполнить – когда он просит есть, если
голоден, или ему что-то необходимо в школу, какая-то вещь. Но совершенно
непозволительно исполнять капризы детей – так вы показываете свою слабость перед ребенком и становитесь рабом исполнения его желаний.
Ничто так не укрепляет ребенка в своеволии, как несогласие между родителями:
один запрещает, другой разрешает; отец отказывает в чем-то, мать, жалея
плачущего и просящего ребенка, бывает, тайком исполняет его желание.
Особенно дедушки и бабушки балуют детей, потакая их капризам. Они
привлекают к себе внуков тем, что исполняют их волю.
Никогда нельзя терпеть, чтобы дети выходили
из послушания: что сказали родители – должно исполняться без
промедления. Ребенок должен усвоить – если он не выполнил родительской
воли, то поступил плохо. Это единственный путь, чтобы сломить своеволие
детей и воспитать в них волю, послушную родителям. Дети должны
испытывать к родителям почтение, которое побуждает их к послушанию. Почтение к родителям
– природное чувство, и они должны всячески избегать поводов к
неуважению к себе детей (если, например, дитя видит постоянно ссорящихся
и оскорбляющих друг друга отца и мать, или пьяных и дерущихся). Нет
почтения и послушания в семьях, где родители постоянно порицают друг
друга: «Твой отец всегда долго спит, он не хочет с тобой гулять, он
ленивый», или «Твоя мама ничего не соображает.» и т. д. и т. п. Не
противоречьте сами друг другу в своих действиях относительно детей.
Если родители подают пример лицемерия, то
есть на словах одно, а на деле другое, это также разлагающе действует на
детей. Подражая родителям, они сами становятся лживыми, лукавыми и
постепенно утрачивают детскую чистоту, непосредственность. Не получая
родительской заботы, внимания, тепла и любви (они заключаются не в том,
что вы даете и покупаете ребенку что-то вкусное или красивую игрушку),
ребенок сам становится неспособным любить близких, вас, родители.
В воспитании должны быть строгость, четкость и определенность,
но не жестокость. Во всем необходима мера. Никогда нельзя разрешать
ребенку то, что разрешать нельзя. И если он не послушается вас, то
необходимо применять наказание. Это может быть строгий тон,
предупреждение и даже физическое воздействие. При этом гнев – это не
выход ваших страстей, а педагогический прием. Это должен быть гнев
любящего человека, желающего научить свое чадо, что хорошо, а что плохо.
После наказания родителям необходимо показать свою готовность простить.
Тех родителей, которые не заботятся о
благопристойности и скромности детей, называют детоубийцами, потому что
дело идет здесь о погибели и смерти души. Ребенок разнуздан и неукротим –
это потому что родители были беспечны и не обуздывали его с раннего
детства, не приучали, не направляли к должному, не укрощали его душевных
порывов. Когда ребенок был восприимчивее к воздействию, нужно было
выкорчевать сорную траву – вот тогда бы оставленные без внимания страсти
не усилились и не сделались неисправимыми. Подобно тому, как на
несущуюся к пропасти лошадь набрасывают узду и с силой поднимают ее на
дыбы, нередко и бьют за непослушание – это есть наказание, точно так
необходимо поступать с детьми, если они непослушны и не подчиняются воле
родителей. Ведь наказание называют «матерью спасения».
Родители подобно художникам пусть заботятся
о своих «удивительных произведениях». Лишнее убирайте, а то, чего
недостает, добавляйте. Следите все время, каждый день, чтобы умножать
данное от природы дарование, а недостаток – устранять. Особенно
тщательно надо изгонять даже повод к распущенности, эта склонность
особенно вредна юным душам. Приучайте детей быть трезвыми, побеждать
лень, бодрствовать на молитве. Надо сразу же установить закон: ни над
кем не надсмеиваться, никого не оскорблять, не быть драчливым. Если
родители видят, что это нарушается, то за этим следует наказание: когда
суровый взгляд, когда язвящие слова, упрек, порой можно похвалить и
обещать награду. Ударами не злоупотреблять, чтобы ребенок не привык к
этому способу воспитания и не приучился пренебрегать им. Но пусть все
время боится побоев, чтобы не подвергнуться им, пусть родители угрожают
ему ремнем, но не пускают его в ход. Таков опыт воспитания наших
предков. Тогда ребенок будет знать, что будет наказан, и этот страх в
нем должен оставаться. Когда увидите, что страх пошел на пользу,
отложите наказание, потому что природа наша нуждается в успокоении.
Никогда не забывайте призывать милость Божию и благословение на ваши труды и заботы в деле воспитания детей. И, даст Бог, дети ваши будут послушны и уважительны к вам.
|