В советское время создавалась своя система праздников, поскольку человек так устроен
Богом, что ему нужны святые, святыни и священные дни. И создавалась эта
система праздников именно в противовес церковным праздникам. Церковный
люд, чувствуя это, конечно же, настороженно и неодобрительно относился к
этим светским праздникам, тем более проникнутых коммунистическими
идеями. На некоторые праздники уже сам церковный люд отвечал созданием
своих праздников. Например, в современном церковном сознании утвердилось
мнение, что день жен-мироносиц — это православный женский день. Но
такой смысл появился только в советское время как реакция на 8 марта.
Раньше же это был праздник всех тех, кто остался верным в своем
служении, даже во время самым больших искушений. И тут Церковь
вспоминает не только жен-мироносиц, но и Иосифа Аримафейского и
Никодима.
Сейчас само
государство пытается переосмыслить многие из праздников, хотя это
делается не всегда удачно. У светских праздников сейчас уже нет
антицерковной направленности.
Поэтому в настоящий момент для православного
христианина совсем не приемлемы только откровенно безбожные или прямо
сатанинские праздники (Хеллоуин и т. п.). Неприемлемы и осудительны с
точки зрения христианской морали, праздники, которые ведут к
распущенности нравов, например, день святого Валентина, или Масленица,
трактуемая, как широкая народная гулянка без всякой нравственной идеи.
Но христиане, как часть своего народа, не должны с
презрением относиться к тем праздникам, которые вполне согласуются
православной нравственностью или хотя бы не противоречат ей. Например,
праздник 8 марта, несмотря на коммунистическое прошлое, может быть
вполне принят православным христианином, если праздник осмысливается, не
как праздник равенства женщины по отношению к мужчине, а праздник,
воспевающий истинную женственность. Этот праздник может быть использован
родителями для воспитания в детях уважения к роли женщины в семье, как к
жене и матери. Можно рассказать мальчикам, что они должны нежно
относиться к девочкам, поскольку они их будущие жены и матери их детей, а
девочкам рассказать о том, что они должны себя готовить к этой роли, и
только тогда они по-настоящему заслужат к себе любовь и уважение мужчин.
Опасно настраивать ребенка против этого праздника, а
поскольку он широко празднуется в школах, и против общества, например,
школы. Ребенку нелегко будет идти на конфликт с учителями и своими
друзьями, особенно если праздник правильно осмыслен и правильно
преподносится ребенку в школе. Родителям в данном случае правильнее
связаться с классным руководителям или школьным руководством, чтобы
помочь в проведении этого праздника в правильном русле.
Подобным образом можно поступить и в день 23 февраля.
Этот путь традиционен для Церкви, которая и в
древности шла по пути «воцерковления» языческих обычаев — путем их
переосмысливания и наполнения новым христианским смыслом. Например,
Рождество Христово, отделилось в 4-м веке от праздника Богоявления и
стало праздноваться в языческий праздник дня Солнца, но при этом
христиане понимали, что они поклоняются истинному Солнцу Правды —
Христу.
Перед многими православными семьями стоит вопрос: праздновать ли в семье светский праздник?
Церковь и раньше до революции часто участвовала в
светских праздниках, освящая своей молитвой события гражданской жизни
общества. Например, в Требнике приводится чинопоследование молебна на
Новый год, в котором Церковь благодарит Бога за прошедший год и молится о
помощи в будущем. Поэтому и сейчас подобные молебны совершаются в
храмах, и хорошо, если православная семья участвует в молитве о своей
стране и своем народе. Хорошо, если православная семья отметит День
Победы 9 мая, например, участвуя в благодарственном молебне и панихиде о
вождях и воинах, погибших на поле брани. Такое молитвенное участие в
празднике возможно и том случае, если этот день приходится на Великий
пост.
С другой стороны, православная семья может просто не
праздновать светские праздники, которые не несут никакой высокой
нравственной идей с точки зрения христианства. При этом только важно
помнить, что не стоит осуждать, особенно при детях, тех, кто празднует
их. Это праздники 1 мая, 7 ноября и подобные им.
Например, православная семья может не праздновать
Новый год, перенося все торжество на Рождество Христово. Новый год
приходится на последние дни Рождественского поста, поэтому если в семье
строго соблюдается всеми (!) членами пост, то празднование Нового года
может ограничиться только участием в молебне на Новый год, а само
семейное торжество совершаться только в Рождество, после службы в храме и
окончания поста.
Если в семье возникают по поводу праздника, когда,
например, кто-то из членов семьи не церковный человек и для него важнее
Новый год, чем Рождество Христово, то в таком случае церковной стороне
лучше помнить, что раздор в семье принесет гораздо больше вреда, чем
попытка сохранить строгость поста. В такой ситуации лучше найти
компромиссное решение: семья собирается за новогодним столом, который
будет включать как постные (для церковной стороны), так и непостные
блюда (для нецерковной стороны).
|