| До конца IV века Рождество Христово 
отмечалось 6 января (19 января ст. ст.) вместе с Крещением и называлось 
Богоявлением, но затем праздники были отделены друг от друга. Праздник Богоявления совершается в память 
воспоминания и прославления Крещения Иисуса Христа от Иоанна Предтечи на
 Иордане. Называется он так потому, что при Крещении Господа явилась 
Божественная Троица: Бог Отец глаголил с неба о Сыне, Сын Божий 
крестился от Иоанна и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Евангелист Лука повествует об этом событии
 так: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: 
отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как 
голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе 
Мое Благоволение!». Издревле этот праздник также называли днем Просвещения, потому что Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тьме.  
 Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите… в
 радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот 
день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его… – говорит нам Священное Писание. Накануне Крещения, по Уставу Православной 
Церкви – строгий пост. И так же, как в Рождественский сочельник, верный 
христианскому преданию, русский человек – православный не принимает 
никакой пищи вплоть до вечернего богослужения, а потом несет домой 
Богоявленскую воду. По преданию, идущему от дней глубокой старины, в этот день совершается чудо дивное: отверзаются над Иорданью небеса и сходит с них в воду 
Истинный Христос. Не всем дано видеть это, а только самым благочестивым 
людям. Но если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся 
его желания. Есть поверье, что если поставить воду под образами да с 
верою на нее посмотреть – то вода в Крещенский полдень сама собою 
всколыхнется: и Сам крещающийся Сын Божий осенит и освятит ее. В древней Руси праздник Крещения или 
Богоявления Господня назывался еще «праздником светов», так как накануне
 был обычай совершать Таинство Крещения над многими людьми. В первые 
века христианства освящение воды совершалось в полночь перед праздником.
 Затем, уже в XI–XII веках, – дважды: в навечерие в храмах, а в самый 
день Крещения на реках и источниках, т. к. Христос крестился в Иордане. На Руси водоосвящение проходило с большой 
торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. Все от мала до
 велика шли на «Иордань», т. е. на реки и озера, где, несмотря на 
сильные морозы и глубокие снега, совершался обряд водоосвящения. Это 
было настоящее духовное торжество. На водный источник отправлялись 
крестным ходом, количество людей исчислялось тысячами. Все стояли без 
головных уборов. При целовании креста окроплялись водой и с верою и 
благоговением омывали глаза и лицо иорданской водой. Отовсюду были 
слышны ликующие крики людей – русский народ возносил благодарение Богу. 
Праздник продолжался весь день, так что обедать садились при свечах. Так выглядела «Иордань» в старину, в прошлом веке. Настает крещенское утро. Церковная ограда и оба берега на далеком пространстве кишат народом… Наверху раздается благовест… Тысячи
 голов обнажаются, движутся тысячи рук – тысячи крестных знамений!.. Из 
церкви одну за другою выносят хоругви, раздается бойкий, спешащий 
трезвон… Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду 
переливаются тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие 
лучи, что смотреть больно. Боже милостивый, как хорошо! В толпе 
пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается еще громче, день 
еще яснее. Хоругви колышутся и двигаются над толпой, точно по волнам. 
Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по 
дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне руками, чтоб там 
перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат долго, медленно, 
видимо, стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы. 
Тишина. Но вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным 
гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики…» (А.П. Чехов. «Художество». См.: Мень А.В. Православное богослужение. С. 66). Русский народ имел глубокую веру в 
святость крещенской воды. Многие купались в проруби, несмотря на 
крещенский мороз. Паломники совершали путешествия в Иерусалим не только,
 чтобы посетить святые места, но и «во Ердань реки окупаться». Имея 
глубочайшую веру в святость богоявленской воды и в то, что, искупавшись в
 ней, можно избавиться от болезней и грехов, на Руси православные люди 
безбоязненно совершали этот подвиг. Даже матери купали в ней своих 
младенцев и «сейчас же вытаскивали». Крещенскую воду уносили домой и 
берегли: в течение года с великим благоговением принимали натощак как 
величайшую святыню. Праздник Крещения был поистине всенародным 
торжеством, которое возвышало религиозные чувства русских людей, 
воспитывало в них благоговение к святыне, укрепляло православную веру. Очень радует, что и в наше время многие в 
этот день вместе со своими детьми спешат на богослужение в Церковь, на 
молебен с водосвятием, значит осталась в русском человеке вера в 
благодатную силу Господа, крещенской воды. Когда болеют или взрослые, 
или дети, то одним из главных лекарств является агиасма – великая 
святыня – крещенская вода. Этой водой кропят дом, чтобы никакое зло туда
 не проникло. Вода эта не портится и имеет большую духовную силу. |