До конца IV века Рождество Христово
отмечалось 6 января (19 января ст. ст.) вместе с Крещением и называлось
Богоявлением, но затем праздники были отделены друг от друга.
Праздник Богоявления совершается в память
воспоминания и прославления Крещения Иисуса Христа от Иоанна Предтечи на
Иордане. Называется он так потому, что при Крещении Господа явилась
Божественная Троица: Бог Отец глаголил с неба о Сыне, Сын Божий
крестился от Иоанна и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Евангелист Лука повествует об этом событии
так: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился:
отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как
голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе
Мое Благоволение!».
Издревле этот праздник также называли днем Просвещения, потому что Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тьме.
Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите… в
радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот
день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его… – говорит нам Священное Писание.
Накануне Крещения, по Уставу Православной
Церкви – строгий пост. И так же, как в Рождественский сочельник, верный
христианскому преданию, русский человек – православный не принимает
никакой пищи вплоть до вечернего богослужения, а потом несет домой
Богоявленскую воду.
По преданию, идущему от дней глубокой старины, в этот день совершается чудо дивное: отверзаются над
Иорданью небеса и сходит с них в воду
Истинный Христос. Не всем дано видеть это, а только самым благочестивым
людям. Но если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся
его желания. Есть поверье, что если поставить воду под образами да с
верою на нее посмотреть – то вода в Крещенский полдень сама собою
всколыхнется: и Сам крещающийся Сын Божий осенит и освятит ее.
В древней Руси праздник Крещения или
Богоявления Господня назывался еще «праздником светов», так как накануне
был обычай совершать Таинство Крещения над многими людьми. В первые
века христианства освящение воды совершалось в полночь перед праздником.
Затем, уже в XI–XII веках, – дважды: в навечерие в храмах, а в самый
день Крещения на реках и источниках, т. к. Христос крестился в Иордане.
На Руси водоосвящение проходило с большой
торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. Все от мала до
велика шли на «Иордань», т. е. на реки и озера, где, несмотря на
сильные морозы и глубокие снега, совершался обряд водоосвящения. Это
было настоящее духовное торжество. На водный источник отправлялись
крестным ходом, количество людей исчислялось тысячами. Все стояли без
головных уборов. При целовании креста окроплялись водой и с верою и
благоговением омывали глаза и лицо иорданской водой. Отовсюду были
слышны ликующие крики людей – русский народ возносил благодарение Богу.
Праздник продолжался весь день, так что обедать садились при свечах.
Так выглядела «Иордань» в старину, в прошлом веке.
Настает крещенское утро. Церковная ограда и оба берега на далеком пространстве кишат народом… Наверху раздается благовест… Тысячи
голов обнажаются, движутся тысячи рук – тысячи крестных знамений!.. Из
церкви одну за другою выносят хоругви, раздается бойкий, спешащий
трезвон… Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду
переливаются тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие
лучи, что смотреть больно. Боже милостивый, как хорошо! В толпе
пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается еще громче, день
еще яснее. Хоругви колышутся и двигаются над толпой, точно по волнам.
Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по
дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне руками, чтоб там
перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат долго, медленно,
видимо, стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы.
Тишина. Но вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным
гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики…» (А.П. Чехов. «Художество». См.: Мень А.В. Православное богослужение. С. 66).
Русский народ имел глубокую веру в
святость крещенской воды. Многие купались в проруби, несмотря на
крещенский мороз. Паломники совершали путешествия в Иерусалим не только,
чтобы посетить святые места, но и «во Ердань реки окупаться». Имея
глубочайшую веру в святость богоявленской воды и в то, что, искупавшись в
ней, можно избавиться от болезней и грехов, на Руси православные люди
безбоязненно совершали этот подвиг. Даже матери купали в ней своих
младенцев и «сейчас же вытаскивали». Крещенскую воду уносили домой и
берегли: в течение года с великим благоговением принимали натощак как
величайшую святыню. Праздник Крещения был поистине всенародным
торжеством, которое возвышало религиозные чувства русских людей,
воспитывало в них благоговение к святыне, укрепляло православную веру.
Очень радует, что и в наше время многие в
этот день вместе со своими детьми спешат на богослужение в Церковь, на
молебен с водосвятием, значит осталась в русском человеке вера в
благодатную силу Господа, крещенской воды. Когда болеют или взрослые,
или дети, то одним из главных лекарств является агиасма – великая
святыня – крещенская вода. Этой водой кропят дом, чтобы никакое зло туда
не проникло. Вода эта не портится и имеет большую духовную силу.
|