Масленица, бывшая некогда языческим
праздником в честь бога Ярилы (блин – символ солнца), в христианстве
сохранилось как последняя неделя перед Великим постом – ее называют
мясопустной. С этого дня Устав церкви предписывает воздержание от мяса.
На Руси Масленица была праздником проводов зимы. И сейчас этот обычай
сохранился. Масленичное гулянье длится неделю, и в течение всей недели
главным угощением являются блины.
Самые разнообразные, со всякими добавками, они подавались в эти дни к столу наших бабушек, дедушек.
За ухою и расстегаями – опять и опять
блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным
припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной
величины, с грибками, с кашей. наважка семивершковая, с белозерским
снетком в сухариках, политая грибной сметанкой… блины молочные, легкие, блинцы с яичками. желе апельсиновое, пломбир миндальный – ванилевый.
И другие блины сегодня, называют –
«убогие». Приходят нищие – старички, старушки. Кто им спечет блинков! Им
дают по большому масленому блину – «на помин души». Они прячут блины за
пазуху и идут по другим домам. (Шмелев И. Лето Господне. С. 132, 136).
Каждый день Масленицы в народе имел свое
название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомства,
четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины
посиделки, воскресенье – проводы или прощеное воскресенье. С этими
днями связано много шуток, песен, пословиц, поговорок: «Не житье, а
масленица», «Не все коту масленица, будет и Великий пост», «Без блина не
масляна». Целыми семьями шли на площади покататься на ярко украшенных
тройках, аттракционах, с горок или посмотреть на представления артистов
или кукольного театра, устроенного прямо на улице.
Каких только пирогов, блинов не было на
застольях: блины с маслом, со сметаной, со шкварками, с маком и медом,
вареньем, рыбой, икрой.
Масленица… Я теперь еще чувствую
это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает
оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле
набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце
с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в
колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства
осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и
позолоте, что весело называлось – «масленица»? Она стояла на высоких
прилавках в банях. На большом круглом прянике, – на блине? – от которого
пахло медом – и клеем пахло! – с золочеными горками по краю, с
дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, –
поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало,
обвитое золотою канителью… Чудесную эту «масленицу» устраивал
старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч –
«масленицы» исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и
люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны,
и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на
«убогий блин» до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И
Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В
этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед
грустью. – перед постом. (Шмелев И. Лето Господне. С. 135–136).
После Масленицы наступало последнее
воскресенье перед Великим постом. Оно было очень умилительным и
способствующим единению душ и общему покаянному чувству. В Прощеное
воскресенье все просили друг у друга прощение. Об этом напоминало
Евангелие, читаемое на службе: нельзя совершать Божие дело, не
примирившись с ближним. В конце богослужения священник просил простить
его, и все прихожане также просили прощения. Целый день не смолкало:
«Простите Христа ради», а в ответ – «Бог простит! И нас простите».
«Падаем друг дружке, в ноги. Немножко. стыдно, но после делается легко,
будто грехи очистились».
|