| Масленица, бывшая некогда языческим 
праздником в честь бога Ярилы (блин – символ солнца), в христианстве 
сохранилось как последняя неделя перед Великим постом – ее называют 
мясопустной. С этого дня Устав церкви предписывает воздержание от мяса. 
На Руси Масленица была праздником проводов зимы. И сейчас этот обычай 
сохранился. Масленичное гулянье длится неделю, и в течение всей недели 
главным угощением являются блины. Самые разнообразные, со всякими добавками, они подавались в эти дни к столу наших бабушек, дедушек.  
 За ухою и расстегаями – опять и опять 
блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным 
припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной
 величины, с грибками, с кашей. наважка семивершковая, с белозерским 
снетком в сухариках, политая грибной сметанкой… блины молочные, легкие, блинцы с яичками. желе апельсиновое, пломбир миндальный – ванилевый. И другие блины сегодня, называют – 
«убогие». Приходят нищие – старички, старушки. Кто им спечет блинков! Им
 дают по большому масленому блину – «на помин души». Они прячут блины за
 пазуху и идут по другим домам. (Шмелев И. Лето Господне. С. 132, 136). Каждый день Масленицы в народе имел свое 
название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомства, 
четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины
 посиделки, воскресенье – проводы или прощеное воскресенье. С этими 
днями связано много шуток, песен, пословиц, поговорок: «Не житье, а 
масленица», «Не все коту масленица, будет и Великий пост», «Без блина не
 масляна». Целыми семьями шли на площади покататься на ярко украшенных 
тройках, аттракционах, с горок или посмотреть на представления артистов 
или кукольного театра, устроенного прямо на улице. Каких только пирогов, блинов не было на 
застольях: блины с маслом, со сметаной, со шкварками, с маком и медом, 
вареньем, рыбой, икрой. Масленица… Я теперь еще чувствую
 это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает 
оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле 
набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце
 с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в 
колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства 
осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и 
позолоте, что весело называлось – «масленица»? Она стояла на высоких 
прилавках в банях. На большом круглом прянике, – на блине? – от которого
 пахло медом – и клеем пахло! – с золочеными горками по краю, с 
дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, – 
поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, 
обвитое золотою канителью… Чудесную эту «масленицу» устраивал 
старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч – 
«масленицы» исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и 
люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны,
 и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на 
«убогий блин» до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И 
Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В
 этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед 
грустью. – перед постом. (Шмелев И. Лето Господне. С. 135–136). После Масленицы наступало последнее 
воскресенье перед Великим постом. Оно было очень умилительным и 
способствующим единению душ и общему покаянному чувству. В Прощеное 
воскресенье все просили друг у друга прощение. Об этом напоминало 
Евангелие, читаемое на службе: нельзя совершать Божие дело, не 
примирившись с ближним. В конце богослужения священник просил простить 
его, и все прихожане также просили прощения. Целый день не смолкало: 
«Простите Христа ради», а в ответ – «Бог простит! И нас простите». 
«Падаем друг дружке, в ноги. Немножко. стыдно, но после делается легко, 
будто грехи очистились». |