В том, что наши дети невоспитанны, жестоки,
бесчувственны, подвержены дурным порокам, многие винят сегодняшнее
время, испорченность его духа. Наш век – время разгула произвола,
самочиния, так называемой «свободы», а на самом деле разнузданности и
разврата. Утрачен авторитет родителей, старших, начальства, нет доверия
ни к кому. Везде ложь и лицемерие, потеряны честь и совесть – они
обесценены. В почете материальные богатства. Да, этот страшный дух
времени растлевающее действует на детей и на подрастающее поколение. Но,
тем более, возрастает роль родителей в домашнем воспитании детей.
Как предохранить ребенка от дурного влияния столь многих факторов нашего времени? Прежде всего собственным примером.
Если родители сами не почитают Бога, Его
Церковь, с насмешкой говорят о всех авторитетах – гражданских,
церковных; иронизируют и подвергают все сомнению при детях – каким
образом ваш ребенок будет уважать вас – отца и мать? Он, естественно,
потеряет уважение к родителям, к их власти над ним.
Поэтому, родители,
если вы хотите, чтобы растлевающий дух времени не касался ваших детей,
искореняйте его сначала в себе, держитесь крепко той доброй
нравственности, которую содержат христианство и Православная Церковь, не
забывайте о традициях семейного воспитания ваших благочестивых предков.
Святой праведный Иоанн
Кронштадтский писал о том, насколько вредна так называемая «свобода» как
взрослым, так и детям. Говорят, что человека нельзя ни в чем принуждать
– ни в вере, ни в учении. Какой же это вздор! Что же из такого,
«свободного», по своей воле живущего, человека может выйти доброе? Ведь
мы все принуждаем себя ко всему должному и полезному, к исполнению
своего долга, обязанностей, а детей – к учению, к молитве, ко всякого
рода делам. А если этого не делать, то что выйдет из наших детей? –
Ленивцы, шалуны, которые, к тому же, научатся всякому злу и себялюбию.
1. Лучшее наследство родителей детям – доброе воспитание.
2. Воспитание детей нужно начинать с появления ребенка на свет.
В ребенке в процессе воспитания должно искореняться все дурное и насаждаться добрые начала.
Нет – своеволию, упрямству, лжи, обману, проявлениям наклонности к лени, лакомствам.
Да – благоговению перед Богом и
молитве; послушанию и аккуратности, справедливости и откровенности,
терпению и умению поступиться собой – самоотвержению.
Дети – не главные в вашем доме, они ваши помощники во всем.
Вы, родители, всегда для них старшие, но не товарищи, подруги, а
родители – Отец и Мать. И так должно быть с самого раннего возраста
ребенка и на всю его оставшуюся жизнь.
Никогда дети не побеждают родителей, всегда слово старших – последнее.
Если в дальнейшем ваши дети, повзрослев, сбиваются с истинного пути и соблазняются дурными примерами – значит, родители с малых лет не занимались религиозным воспитанием ребенка, не учили его страху Божию.
Кто из детей с младенческих лет воспитан в
христианском благочестии и набожности, то даже впоследствии нравственно
развратившись, вспоминает те уроки и наставления, полученные им от
родителей в детстве. Очень многие отвращаются от греховной жизни и
встают на правильный путь.
Если ваши дети непочтительны и непослушны,
то вы, родители, неумело воспитывали вашего ребенка, часто сами подавая
дурной пример своим детям. Во-первых, не подавляли их самолюбия, давали
волю во всем – в их капризах и хотениях. Во-вторых, в вас, матери и
отцы, не было согласия между собой в своих запрещениях или ограничениях
ребенку. В-третьих, вспышки, резкое проявление гнева, брань одного из
родителей не содействовали уважению и почтению к вам ребенка, а поселили
только страх в его душе и еще склонность к обману – «чтобы папа не
ругался».
Нет согласья между
родителями, ссоры, скандалы при ребенке – как бы вы ни старались
привить что-то ему доброе, – ребенок не будет слушать ни вас, ни других
членов семьи, семейный авторитет для вашего чада будет равен нулю.
Если дети ваши склонны к обману
(но не фантазии – у маленьких это свойство их психики, например, «я
видел слона, он со мной поздоровался» и т. п.) и лицемерию, то,
во-первых, вы не научили любить истину на религиозном основании, из
любви к Богу и повиновения Ему; во-вторых, не относились с полным
доверием к ребенку, не верили ему на слово, а требовали подтверждения
сказанного; в-третьих, сами во всех ваших словах и делах не были
правдивы, т. е. обманывали и лицемерили (например, при госте говорили
ему комплименты, высказывали любовь, а когда он уходил, «поливали»
ушатом нелицеприятных слов при ребенке, т. е. только прикидывались
друзьями.
Необходимо приучать детей ненавидеть ложь;
говорите ребенку, что Бог запретил лгать, каждая ложь – грех пред
Богом. Одна из причин, почему ребенок приучается говорить неправду, –
снисходительность родителей. Так, если он сделал что-то дурное и не
признается в этом, начинает врать – необходимо наказать ребенка, так он
поймет, что это плохой поступок.
Если ваши дети недовольны вами,
упрекают вас за то, что вы не смогли обеспечить им хорошую жизнь, не
оставили денег, квартиры, и они сами всего должны добиваться в жизни,
то, уважаемые родители, вы забыли с детства приучать их к
непритязательности, довольствоваться тем, что имеют. Вы, родители, не
радели о духовных началах в семье, считали первым делом накормить, обуть
и одеть ребенка, и все. Поэтому с младенчества не изнеживайте детей,
всячески укрепляйте физически, воспитывайте выносливость (не кутайте, не
делайте слишком мягкой постели, не позволяйте долго спать и т. д.).
Бедные родители должны приучать
детей добровольно и терпеливо переносить бедность и нужду по примеру
Иисуса Христа. Вот что они могут говорить своим детям: «Не бойся, мой
сын: хотя мы проводим и бедную жизнь, но ты получишь много добра, если
сам будешь бояться Бога, избегать всяких грехов и делать добро» (Тов. 4,
21). Не надо при своих детях жаловаться на нужду или завидовать тем,
кто лучше живет.
Если ваши дети ленивы, не хотят
помогать вам в ваших делах, то вы не приучили их к трудолюбию, не
привлекали к домашним делам, общим семейным заботам.
Если ваши дети неряшливы, неаккуратны
– то вы предоставляли их собственной воле: не убирает постель –
некогда, ложится поздно – лишь бы дома был, пусть смотрит телевизор и
т. д.
Если ваши дети бесстыдны, ничего не
боятся и не стесняются, вы в детстве не говорили им, что это некрасиво,
например, когда ребенок ходит в полунагом виде в присутствии своих
домашних (конечно, ребенок постарше), или девушка надевает какой-то
наряд, слишком откровенно подчеркивающий или обнажающий какие-то части
тела. Сами родители должны в этом подавать пример детям.
Если ваши дети завистливы,
недоброжелательны к ближним, то вы не пресекли во время этот порок в
детях, например, недовольство, когда предложили ребенку какую-то вещь,
игрушку, одежду, а он оттолкнул их от себя, потому что лучше у Пети, а у
него хуже. Такой поступок не должен пройти безнаказанно.
Родителям также не следует иметь любимцев,
если в семье несколько детей. Не должно быть чего-то особенного,
например в пище или игрушках, даже для ребенка младше других. Надо
стараться мерить всех одной меркой – одинаковой похвалой, наградой и
наказанием. Младших детей также следует наказывать за те проступки, за
которые подвергаются взысканию и старшие дети (конечно, учитывая
возрастные особенности младших и старших детей, т. е. поступать
разумно). Самое главное – необходимо говорить детям, что зависть
отвратительна Богу, это очень большой грех, даже зло произошло из
зависти – об этом говорит Священное Писание (Каин и Авель; фарисеи
ложно, из зависти, обвинили Спасителя и довели Его до крестной смерти)…
«чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в
сердца свои, подражают ему».
Уважаемые родители! Чтобы ваш ребенок не
напоминал неукротимого, дикого, жестокого и беспощадного зверя, для
которого не существуют ни законы, ни обязательства, ни вы сами, наказывайте детей с самых юных лет.
1. Нельзя наказывать за несовершенства и недостатки,
доставшиеся ребенку от природы, например, неспособность к учебе или
каким-то занятиям (при условии, что вы видите трудолюбие и прилежность
его, но успехи более чем скромные).
2. Нельзя наказывать строго за шалость и проступки, свойственные юношескому легкомыслию или природной ветрености. Например, играя в футбол, ребенок по детской рассеянности разбил окно, или нечаянно дома – тарелку.
Любя же сына своего, учащай ему раны – и
потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься
за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться,
и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них
покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ними: в малом
послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы
вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам
его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не
станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью
имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою
досадой. (Домострой. С. 46).
Необходимо наказывать детей и применять самое строгое и чувствительное средство – телесное наказание в следующих случаях.
1. Когда все другие меры оказались
бесплодными (строгий разговор, лишение прогулки, стояние на коленях,
даже угроза). И если оно употреблено, то ребенок должен его
почувствовать и надолго запомнить.
2. Телесное наказание применяется, если
проступки ребенка проистекают из упорства и злой воли, он не хочет
сознаться в содеянном, не оставляет своего дурного поведения. Это,
прежде всего, обман, кража, дерзость к родителям, невыполнение их
распоряжений и указаний, жестокость по отношению к другим и т. д.
Конечно, телесное наказание есть первое и последнее средство, самое строгое и чувствительное.
К другим наказаниям относятся: временное лишение пищи
– обеда, завтрака – оно особенно полезно против упрямства и лени; для
неуживчивых, склонных к ссорам, мстительности детям действенным
наказанием является запрет общения с товарищами и закрывание в
определенную комнату. На достаточно чувствительных детей очень действует
то, что за их поступки родители перестают с ними общаться или холодно,
жестко разговаривают, показывают всем своим видом недовольство. Выговор и внушение, использующиеся как наказание, должны быть краткими, немногословными, а угрозы родителей приводимы в исполнение.
Исправление ребенка – вот главная цель
наказаний. И все они должны быть отеческими и не переходить в
жестокость, не должны совершаться во гневе. Это не месть, а следствие
того, что ребенок совершил грех, оскорбил Бога, и об этом, в первую
очередь, необходимо сказать ребенку.
При наказании детей всегда руководствуйтесь любовью
– только исправление их, и более ничего. Таким образом, впоследствии
они будут благодарны родителям, что их строго держали и добрым
воспитанием направили в нужное русло жизни, сформировав христианина,
достойного гражданина своего Отечества.
Пусть для всех нас, живущих в XXI веке,
послужат напоминанием и примером слова известного церковного и
государственного деятеля Сильвестра, жившего в эпоху Иоанна Грозного,
автора книги «Домострой», что есть добродетельная жизнь христианина,
какой раньше считали русские люди жизнь праведную, а от какой
предостерегали.
…держись, чадо, добрых людей всех чинов и
званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их.
Почаще читай Божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу
себе. Видел и сам ты, чадо, что в жизни этой жили мы в полном
благоговении и в страхе Божьем, в простоте сердца, в страхе и уважении к
церкви, всегда по Божественному Писанию. Видел, как были по Божьей
милости всеми мы почитаемы, всеми любимы, всякому в нужном угодил я и
делом, и служением, и покорством, а не гордыней; порочащим словом не
осуждал никого, не насмехался, не укорял никого, не бранился ни с кем, а
пришла от кого обида – мы Бога ради терпели и винили самих себя – и
потому враги становились друзьями. А если какою виной душевной или
телесной согрешил я пред Богом и перед людьми, тотчас в том я винился
пред Богом за грех свой и отцу своему духовному каялся со слезами,
сокрушенно прося прощение, духовные его наставления с признательностью
исполнял, чтобы он ни повелел. И если кто-то в прегрешении или в
невежестве уличит меня или кто-то душевно наставит, или даже с насмешкой
бранит меня и укоряет, все благодарно я принимал, как если бы было
правдой это и каялся в том, и от дел таковых удалялся, если Бог помогал
мне. Даже если в чем не повинен, и несправедлива молва и брань или
насмешка какая и упреки, и побои, – все равно я во всем
повинился, не оправдываясь перед людьми, и праведным своим милосердием
Бог восстановит правду. Вспоминал я слова Евангелия: «Любите врагов
ваших, делайте добро ненавидящим вас, благотворите клянущих вас,
молитесь за творящих вам пакости, вас изгоняющих, ударившему тебя по
щеке подставь и вторую щеку, и не препятствуй тому, кто отберет у тебя
одежду твою и сорочку, и всем просящим у тебя подай, у отнимающего твое
не требуй, а если кто-то попросит тебя пройти один переход – пройди с
ним два», припоминая при том и молитву у причастия: «Господи мой,
помилуй ненавидящих меня и враждующих со мной и поносящих меня, как и
клевещущих на меня, пусть никто никогда из них из-за меня, нечистого и
грешного, не пострадает во зле ни в нынешнем, ни в будущем веке, но –
очисть их милостью своею и покрой их благодатью своею, всеблагий!»
И тем всегда утешал я себя, что не
погрешил никогда против службы церковной с юных лет и до сего времени,
разве что был болен; ни нищего, ни убогого, ни странника, ни скорбного,
ни печального никогда не презрел я, разве что по неведению; из темниц и
больных, и пленных, и должников из рабства, и во всякой нужде людей по
силе своей выкупал я, и голодных как мог кормил, рабов своих освободил я
и наделил их, а иных и из рабства выкупил и на свободу пустил я; и все
те наши рабы свободны, богатыми домами живут, как ты видишь, молят Бога
за нас и во всем нам содействуют. А если кто и забыл нас – Бог его да
простит во всем.
А мать твоя в добром наставлении
воспитала многих девиц и вдов, ничтожных и убогих, обучила рукоделию и
всякому домашнему обиходу, и, наделив приданым, выдала замуж…
А от кого нам, от наших вскормленников,
досада и убытки бывали большие и многие, так то все мы сами снесли,
никто о том и не слыхивал, а нас за то Бог наградил. Ты, чадо, тому
подражай и поступай так же: всякую обиду в себе пронеси и перетерпи – и
Бог наградит вдвойне. Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как
дал я ей слово, так исполнил. О Боже, Христе, удостой закончить и жизнь
свою по-христиански и в заповедях Твоих!
Живи, чадо, по христианскому закону – во всех делах без лукавства, без всякой хитрости во всем.(Домострой. С. 169–171).
Что же представляет собой современная
семья? Почему многие родители не видят в детях своей опоры и поддержки? В
чем причины плохого воспитания детей сегодняшнего времени?
Социологические исследования проблем семьи и
брака показали, что институт семьи переживает кризис, трансформируются
семейные ценности, кардинально изменилась вся символика семейного
образа. Особенно это касается образа детства, в котором, как указывают
современные социологи, «угадываются черты будущего однодетного и
бессемейного мира».
Если раньше в семье, например, девочка
воспитывалась как помощница, маленькая хозяйка, сестра, которая оденет,
погуляет, позаботится о младших, пока мама занята другими делами, то с
течением времени все изменилось. Так, темы рождения младенца, радость от
того, что появился новый член семьи, заменяются радостью, что можно без
него обойтись. Об этом говорят, например, такие стихи сегодняшнего
времени.
И сестренку, и братишку я у мамы попрошу. Но сказала мама строго: У тебя фантазий много, Мы ковер сначала купим, люстру, лампы, мебель, бра. …Ее папа рад, ее мама рада – вторую девчонку рожать не надо, Ведь есть иностранка, ведь есть интуристка, Ведь есть обезьянка по кличке Анфиска. Совершенно
новое содержание получило понятие «хороший ребенок». Если раньше таким
считали ответственного, воспитанного, некапризного, то теперь «хороший» –
значит «незаметный», «не мешающий», такой, что его как будто и нет –
его не видно, не слышно.
Процесс отчуждения детей от родителей,
родителей от семьи сформировал два противостоящих друг другу мира – мир
детей, которые не хотят взрослеть, и мир родителей, которые считают, что
родительская забота сводится только к материальному обеспечению детей.
Сейчас смысловое пространство «детство»
наполнилось такими понятиями, как одиночество, ощущение заброшенности,
отсутствие эмоциональных связей и душевной теплоты, непонимание.
Еще совсем недавно продолжительность браков
старшего поколения составляла 20–30 лет, младшего – полгода-год;
количество детей в середине XX века – четыре, сейчас, как правило, один
ребенок. Для современной семьи характерна крайняя неустойчивость социальных связей, смещение в ролевой структуре семьи.
В распавшихся семьях бабушки и дедушки заменяют мам, которые, в свою очередь, играют роль работниц, или пап, ушедших из семьи.
В качестве заместителей родительского
воспитания выступают ясли, сады, дома ребенка и прочие государственные
учреждения. В ситуации замещения ролей ребенок имеет искаженный опыт
родительского воспитания или вообще лишен наглядного опыта
взаимодействия между отцом и матерью, между родителями и ребенком – все
это крайне отрицательно сказывается на его самооценке и дальнейшем
взрослении. Ведь именно поведение родителей на первых этапах развития
ребенка формирует его «я». Передача норм и ценностей в неполной или
полной, но однодетной семье способствует развитию таких качеств у
ребенка, как эгоцентризм и некритическое отношение к себе.
Для современных семей характерна высокая конфликтность
между супружескими парами. Ориентация личности на личный успех и
достижения помимо семьи, разрушение взаимных внутрисемейных ролей мужей и
жен, родителей и детей и многие другие причины не способствуют
укреплению семьи, ее ценность стремительно падает.
Жизненный цикл семей XIX в. был полным, так
как браки были христианскими и изначально совершались на всю жизнь. Они
не расторгались не потому, что это было сложно, а потому, что это было
не нужно. У многих идеал полного счастья был неразлучен с идеалом семьи,
ведь она составляла одно единое целое. А многопоколенная многодетная
семья обеспечивала связь уходящего и вновь появляющегося: «жить в семье
так, как привыкли жить отцы и деды» и передавать детям все самое лучшее –
принципы, взгляды, традиции, веру своих предков.
Таким образом, кризис семьи напрямую влияет
на будущее поколение. Оно недополучает в большинстве своем любовь,
родительскую заботу и не видит достойных примеров в своих родителях,
следовательно, воспитание детей можно назвать ущербным. Слово к родителям
Во все времена, в каком бы веке не жил человек
– первом, восьмом, девятнадцатом или
двадцать первом, – он сталкивался со многими жизненными трудностями,
должен был преодолевать и собственные, бушующие в каждом страсти, свое
«я», смиряться, сохранять твердость духа, мужество и решительность.
Господь, обращаясь к нам, людям, ободряет
всех: «Не бойся, малое стадо. Отец ваш благословил дать вам Царство». В
любое время, в любых обстоятельствах с нами Бог, ни один волос не упадет
с нашей головы без воли Творца.
Во все времена сохранить чистоту души,
воспитать в себе настоящего человека и гражданина, оставаться человеком
было всегда трудно. И только с Божьей помощью, не только одной верой, но
и делами человек может побеждать тьму этого мира, «во зле» лежащего, и
ходить во свете, быть светом миру. В этом будем примером нашим детям.
Сейчас, в это смутное время, эпоху великого
разрушения всех основ жизни, особенно духовных начал, будущее видится
как суровое испытание для каждого человека, тем более христианина. Будем
держаться благочестивого образа жизни, традиций, присущих Святой Руси, а
их у нас в Отечестве бесчисленное множество. И воспитаем детей в этом
духе. Давайте откликнемся на призыв Господа нашего Иисуса Христа:
«Пребудьте во Мне, а Я – в вас».
Пока есть еще время – храмы открыты,
совершается божественная служба, приносится Бескровная Жертва во
спасение мира, Совершаются Таинства Причащения, Крещение, люди очищаются
духовно на исповеди, изберем Истину, Добро, Свет и Любовь. Это и есть
наш путь и путь наших детей. И да поможет всем Господь на трудном
жизненном поприще сохранить и преумножить все славные и добрые традиции
православного русского народа. В этом наша сила и наше спасение.
|