В семье самым важным остается духовное
воспитание детей, необходимо сделать все, чтобы направить их на путь
добродетельной жизни в соответствии с евангельскими истинами. Только так
ребенок сможет устоять и остаться человеком в мире, который во зле
лежит.
Многие родители считают главным своим
долгом и обязанностью накормить, одеть, обуть ребенка, а остальное само
придет. Другие направляют все усилия, чтобы дать ребенку образование,
развить его таланты и способности, но при этом не радеют о душе своего
чада.
Верующие православные родители всегда
заботились, чтобы их дети стояли непоколебимо в вере, любили Бога и
ближних своих – «как самого себя». И они были спокойны за свою старость –
воспитанные так чада проявляли к ним заботу и уважение, не оставляя
своих престарелых родителей без внимания.
Священное Писание указывает на то, что все
должно быть «второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы
воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).
В Ветхом Завете приводятся примеры
наказания детей за нечестие родителей. Так, Господь говорил пророку
Самуилу, что накажет священника Илию, его дом – он, видя, как
неблагонравно ведут себя его сыновья, не обуздывал их (1 Цар. 3, 13), он
обличал их, но не налагал наказания, и тем погубил себя и своих детей.
В Новом Завете апостол Павел резко осуждает
нерадение о своих близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних
не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). По
заповедям апостола Павла, на родителях лежит и материальная и духовная
забота о детях. Одним из условий для посвящения в священнический сан
епископа ап. Павел полагает хорошее управление домом; епископ должен
воспитывать детей «в послушании со всякой честностью»(1 Тим. 2, 4). В
пресвитеры может быть посвящен только тот, кто имеет верных детей, «не
укоряемых в распутстве или непокорности» (Тим. 1, 6).
Любые благоугодные дела родителей не могут
служить им оправданием, если они пренебрегают своими обязанностями по
отношению к детям. Оставление детей на произвол судьбы – без должного
воспитания и материального обеспечения – не может быть угодно Богу, а
следовательно, имеет печальные последствия для родителей. Если,
например, дети умирают – родители должны спросить себя; не тяготились ли
детьми, не оскорбляли, не проклинали ли их, быть может, не хотели
посвятить им свою жизнь.
Разве мало у вас сыновей и дочерей, от
которых вы льете горькие слезы? Разве мало развратных дочерей ваших и
сыновей, воров и хулиганов? Много, много вы льете слез над ними. Отчего
же это? Оттого, что вы не помните этих слов Христовых: «Блюдите, да не
презрите единого от малых сих».
Когда тяжко вам становится от того, что
творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он
помог вам. А молитва ваша остается бесплодной. Почему же бесплодной?
Потому что нельзя на Бога возлагать
своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были
заботиться о детях ваших и воспитывать их, не ждать, что за вашим
нерадением за вас исполнит это Бог.
Что же вы хотите от Бога, если сами не радеете о детях ваших?
Св. Иоанн Златоустый сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих:
«Родители, которые пренебрегают
воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо
детоубийцы тело от души разлучали, а они душу и тело ввергают в геенну
огненную» (Архиепископ Лука «О воспитании детей» См: Опыты православной педагогики. С. 197)
Каким должно быть христианское воспитание? Об этом пишет Ян Амос Каменский в книге «Школа детства».
Вола воспитывают для плуга, лошадь для
езды, собаку для охоты, потому что эти животныя именно для этого созданы
и не пригодны ни на что другое. Человек же, созданный для более высоких
целей, должен быть приготовлен к высшему, а именно к тому, чтобы в
добродетелях уподобиться Богу, своему Владыке, Которого он есть образ и
подобие. Потому что тело, из земли взятое, есть земля, на ней останется и
в землю обратится; но душа – от Бога и божественная – имеет свою жизнь в
Боге и должна стремиться к Нему.
Те родители, которые научают своих детей
лишь тому, как они должны есть, пить, ходить, говорить, одеваться, – не
исполняют в достаточной мере своих обязанностей, потому что все эти
вещи касаются только тела, которое не есть сам человек, но только его
жилище. В нем обитает хозяин, т. е. разумная душа, и о нем мы должны
заботиться больше, нежели о его жилище.
Плутарх хорошо выразил о тех родителях,
которые желают для своих детей лишь телесной красоты, здоровья,
богатства и почестей, приучают их к приличиям, но мало заботятся о том,
чтобы души их были украшены добродетелями, – что они, эти родители,
держат башмак в большем почете, нежели ногу. Фиванец Кратес, мудрый
язычник, жалуется на такое безрассудство родителей в следующих словах:
«Если бы я мог парить в облаках, я бы
стал кричать, не умолкая: послушайте меня, неразумные люди! Не гонитесь
ли вы за призраком, уча детей собирать лишь преходящие блага, не
заботясь о том, чтобы они приобретали честь, добродетель и искусства».
Поэтому главнейшую и величайшую заботу
должно приложить к надлежащему воспитанию души, или духа, как главной
части человека, а затем уже позаботиться и о теле, чтобы оно могло быть
достойным и покойным жилищем бессмертной души. Хорошо воспитанной душою
явится та, которая, будучи просвещена Божественной мудростью, сознает и
хранит в себе величие божественного образа.
Истинная, небесная мудрость, к которой человек всеми силами должен стремиться, заключает в себе две стороны: во-первых, – чтобы
человек познавал Бога в Его дивных делах, и, во-вторых, чтобы он умел
рассудительно и мудро управлять самим собою, своими внешними и
внутренними деяниями для блага здешней и будущей жизни.
Но, кроме того, так как Бог одаряет
некоторых людей долгой жизнью, распределяет занятия и устраивает
всевозможныя отношения и случайности, то необходимо, чтобы родители
наставляли своих детей, сами или через других, не только в вере и
благочестии, в добрых и похвальных нравах, но также и в свободных
искусствах, чтобы, когда они вырастут, из них вышли разумные и мудрые
люди, чтобы они не оказались неспособными в том деле, которое укажет им
Бог, – будет ли это духовная или светская деятельность, – чтобы они могли разумно прожить земную жизнь и обрести вечное блаженство в будущей. (Опыты православной педагогики. С. 220).
Именно забота о своих детях является
спасительной для родителей, чтобы на Страшном суде родители, когда их
спросит Господь: «Где ваши дети?», могли бы и за себя и детей ответить:
«Се аз и дети, которых (Ты) дал мне.» (Ис. 8, 18; Евр. 2, 13)
Самоукоряя себя за неправедную жизнь
взрослых детей, которых родители не воспитали, как должно, необходимо
знать, что всякий человек имеет свободную волю, и когда вырастает, право
выбора за ним, поэтому он сам должен будет отвечать перед Богом за свое
неверие и беспутную жизнь.
И все же, по слову свт. Димитрия
Ростовского: «Родители, которые плохо воспитывают детей, без строгости,
не наказывают их за плохие поступки, попускают исполнять свою волю во
всем, вместе со своими детьми будут наказаны Богом и переданы праведным
судом Божиим на вечные муки».
|