Самым важным, «праздников Праздник и
Торжество из торжеств», для всех христиан является Светлое Воскресение
Христово – Святая Пасха, которая отмечается в первый воскресный день
после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля нового стиля)
до 25 апреля (8 мая нового стиля). Его называют также праздником
духовной радости: все войдите в радость Господа Своего, богатые и
бедные, ликуйте друг с другом, постившиеся и непостившиеся,
возвеселитесь ныне – «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав», – так говорит нам Церковь в этот
день.
Первую Пасху праздновали древние иудеи за
1500 лет до Рождества Христова в связи с исходом израильтян из Египта
под предводительством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала
избавление еврейского народа от египетского рабства, «пасха» означает
по-древнееврейски «исход», «избавление».
Новозаветная, христианская Пасха была
установлена апостолами вскоре после крестной смерти и воскресения Иисуса
Христа и наполнилась новым смыслом – это праздник исхода из греховной
жизни и обретение жизни вечной.
В V в. Церковь постановила, что
христианская Пасха – это праздник Воскресения Христова, празднуется он
отдельно от еврейской Пасхи. Ее называли также «царь дней» или Велик
день. Он является центральным среди праздников и занимает совершенно
особое место в церковном году. Это вершина всего года. Воскресение
Христово для каждого христианина – спасение его души. По словам
Священного Писания, без веры в Воскресение тщетна вера наша.
Празднование Пасхи связано с евангельскими
событиями, поэтому ей предшествует так называемая Страстная неделя –
воспоминание последних дней жизни Иисуса Христа.
Понедельник, вторник, среда этой недели
посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и
учениками. По величию происходивших событий все дни Страстной недели
называются Великими.
Служба Великого четверга, вечера, посвящена Тайной вечери Иисуса Христа с Его учениками.
По еврейскому обычаю в пятницу праздновали
Пасху, вкушали ритуального пасхального агнца – Иисус Христос совершал
Пасху в вечер четверга. Этот вечер и вся пятница у евреев считались за
один день.
Вечеря началась с того, что когда ученики
Иисуса Христа «возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один
из вас, ядущий со Мною, предаст меня. Они опечалились и стали говорить
Ему один за другим: не я ли? И другой: не я ли? Он же сказал им в ответ:
один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк. 14, 18–20).
После вкушения ветхозаветной еврейской
Пасхи Христос установил на этой вечере таинство Святого Причащения.
Поэтому она называется Тайною Вечерею.
«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил
и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И,
взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее вси! Ибо сие
есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»
(Мф. 26, 25–28). С этого момента началось прощание Иисуса с учениками;
однако никто из них так и не понял, что все слова Иисуса, казавшиеся им
таинственными, были прощальными.
И тогда Иисус сказал им: «Дети! не долго
уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что,
куда Я иду, вы не можете прийти, – так и вам говорю теперь. Заповедь
новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да
любите друг друга» (Ин. 13, 33–35).
В пятницу Христос был схвачен стражниками, предан и принял крестную смерть.
Последние дни Страстной недели: Великий
четверг – очищение, принятие таинства, Страстная пятница – страдания
Иисуса Христа, Великая суббота – день печали, и затем Светлое
Воскресение Христово.
У православных христиан было принято в
Великий четверг очиститься духовно, причаститься, ведь в этот день
Господь установил вечером Таинство Причащения. В народе Великий четверг
называли «чистым», широко был распространен обычай очищения водой –
купание в проруби, реке или в бане до восхода солнца.
В этот же день красили яйца,
подготавливались к пасхальному столу. Обычай красить яйца связывают с
Марией Магдалиной, ученицей Христа. Она, придя к римскому императору
Тиберию, подала ему яйцо с возгласом: Христос воскрес! Император
усомнился в возможности для смертных воскреснуть из мертвых и сказал,
что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может
стать красным. И в тот же самый момент яйцо стало красным. Красное яйцо –
символ воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникла новая жизнь, так
мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет – это не
только символ возрождения человеческого рода, но и цвет крови, пролитой
на кресте Христом ради искупления грехов мира.
Крашеные яйца, «писанки», позже стали
окрашивать не только в красный, но и другие всевозможные цвета. Это были
настоящие шедевры народного искусства. На них рисовали пейзажи,
символические знаки, всевозможные узоры.
Еще в начале XX в. «писанки» были очень
популярны и любимы. Расписыванию яиц посвящали много времени, за этим
занятием семья проводила весь вечер Великого четверга, так как в
Страстную пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой субботы на
Воскресенье – освящали. «Писали» яйца специальными цветными красками и
специальными маленькими крючками из тонкой проволоки, которые обмакивали
в растопленный воск. Расписанные таким образом яйца окрашивались в
местах, не тронутых воском. Иногда на разноцветно окрашенные яйца
наклеивались из золотистой или серебристой фольги всевозможные
украшения. Все эти работы весьма трудоемки, их выполняли с терпением,
вдохновением, любовью и благоговением.
Весь народ торжественно готовился к Святому
дню. Много добрых обычаев и поверий было к нему приурочено. Считалось,
что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных
судьбой, помогали снять с души грех. Так, в России было принято собирать
деньги для выкупа должников из тюрьмы. Люди малоимущие выкупали у
птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю.
«Начиная с Великого четверга, готовились к
праздничному столу, красили и расписывали яйца, пекли пасху, куличи,
блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображениями
крестиков, барашков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые
пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты
барашка, зайчика, петрушки, голубка, жаворонка, яйца.
Пасхальные блюда в течение года никогда не
повторялись за исключением крашеных яичек. Для Троицына дня их
окрашивали в зеленый цвет.
К праздничному столу готовили много снеди,
запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда к Пасхальному
столу не подавали, в этот день не принято подавать и рыбу. Пасхальный
стол отличался праздничным великолепием, был вкусным, обильным,
красивым. Куличи и пасхи украшали цветами.
Изготовление цветов для праздника, как и
расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и
взрослые делали цветы из яркой цветной бумаги, ими украшали стол, иконы,
дом.
По древней традиции, крашеные яйца
укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на
нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, который специально
заранее проращивали для праздника. В домах зажигали свечи, лампады,
люстры, светильники. Пасха считалась семейным праздником, поэтому
праздновали его в кругу семьи». (Ляховская Л. Энциклопедия православной
обрядовой кухни. – С. 305–306).
В Пасху и в другие праздники состоятельные
люди старались посылать в тюрьмы подаяние арестованным, не скупились и
жертвовали большие суммы на заказы в булочные на калачи, сайки, которые
развозились потом по тюрьмам. Главным жертвователем было купечество, оно
для «спасения своей души» не скупилось одаривать несчастных, сирот и
других бедных людей, чтобы те поминали их в своих молитвах: Господь
скорее услышит обращения «несчастных». И они верили в это, как и в то,
что каждую Великую субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь. Он
свидетельствует о чуде Воскресения Христа из мертвых.
Уже долгие века из года в год, накануне
Пасхи, в Великую субботу (это последний день Великого поста), в
Иерусалиме, на месте погребения и Воскресения Господа Иисуса Христа – в
Кувуклии, происходит чудесное явление благодатного огня. Сотни тысяч
паломников устремляются сюда. Это настоящее грандиозное торжество –
здесь и греки, и немцы, и англичане, и французы, и турки, и арабы, и,
конечно, русские. Многие шумят, кричат, скачут – они считают, что если
не будут так себя вести, то не сойдет благодатный огонь. Православный
Патриарх вместе со множеством священников совершает крестный ход,
обходит храм с хоругвями три раза и останавливается. При этом воцаряется
полнейшая тишина. С Патриарха снимают все облачение, его с головы до
ног ощупывают турки-кавасы – нет ли чего воспламеняющегося. Затем он
входит в Кувуклию. Тоненьким зигзагом, как молния, появляется свет
сверху вниз и моментально – на гробе Господнем, где разложена вата,
которая и загорается от этого огня. Патриарх зажигает пучки свечей и
передает в особые окошечки-отверстия. И вот вся церковь дрожит от
восторженных криков и ликования. В первые 10–15 минут огонь совершенно
не обжигает. Люди умываются в нем, водят по лицу, волосам, бороде, и
ничто не загорается. В это время ощущается всеми великая благодать Божия
– радость, счастье, непередаваемые чувства. Совершенно несомненно, что
огонь необыкновенный и таинственный. И еще одно свидетельство тому –
чудо, произошедшее в прошлых веках.
Инославные (другой веры) решили не пустить
в храм и в Кувуклию Православного Патриарха, они закрыли храм и
поставили стражу, чтобы православные не могли зайти туда, и сами решили
завладеть благодатным огнем, стояли в храме и ждали огня, но его не
было. И вдруг он явился из той каменной колонны, где стояли
православные, благодатный огонь моментально подхватили, а в память о том
событии и сейчас в колонне есть огромная трещина. Сейчас, уже несколько
лет подряд, благодатный огонь привозят из Иерусалима во многие
православные храмы России. И в праздник Пасхи его берут с собой,
приносят эту святыню в специальных стеклянных стаканчиках и зажигают
дома перед иконами. И такая радость от того, что Господь в этот день
дарует нам Свою Милость.
Нет богослужения более радостного и
светлого, чем в праздник Пасхи. В Великую субботу вечером спешат тысячи
людей на торжественную службу. Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей
полны. Несут с собою и куличи, и творожные пасхи, и крашеные яйца для
освящения. В церкви приходят и старые, и молодые, и верующие, и
колеблющиеся. Везде царит какая-то необъяснимо чудесная,
приподнято-торжественная атмосфера, ожидание чего-то непередаваемо
прекрасного. После полунощницы (церковного богослужения) уносят
Плащаницу (символ гроба с лежащим в нем Иисусом Христом), священники
облачаются в белые одежды. Наступает тишина. Но вот в полночь из-за
закрытых царских врат доносится пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе
славити». Начинается крестный ход вокруг храма с зажженными свечами в
руках, и все подхватывают вместе со священством: «Воскресение Твое,
Христе Спасе.». Вся служба полна ликования, всепобеждающей силы Жизни.
Это победный гимн, всех обнимает любовь Христова. Многократно,
утверждающе звучит после возгласа священника: «Христос воскресе!» слова
всех верующих: «Воистину воскресе!». В первый же день Пасхи освящаются
яйца, сыр, масло, куличи, которыми разговляются верующие. В день Святой
Пасхи христиане приветствуют друг друга братским поцелуем со словами:
«Христос воскресе» (христосуются) и обмениваются крашеными яйцами. В
день праздника и в течение всей недели звонят колокола в церкви, можно
подняться на колокольню и позвонить.
Так встречали Пасху, например, в XIX веке, это впечатления мальчика, описанные Иваном Шмелевым в книге «Лето Господне».
Солнце, трезвон и гомон. Весь двор наш –
праздник. На розовых и золотисто-белых досках, на бревнах, на лесенках
амбаров, на колодце, куда ни глянешь – всюду пестрят рубахи, самые
яркие, новые, пасхальные: красные, розовые, желтые, кубовые, в горошек,
малиновые, голубые, белые, в поясках. Непокрытые головы блестят от
масла. Всюду треплются волосы враскачку – христосуются трижды. Гармошек
нет. Слышится только чмоканье. Пришли рабочие разговляться и ждут
хозяина. Мы разговлялись ночью, после заутрени и обедни, а теперь –
разговины для всех. Все сядем за столы с народом, под навесом, так
повелось от «древности» – от дедушки. Весело глазам: все пестро. Куличи и
пасхи в розочках, без конца. Крашеные яички, разные, тянутся по столам,
как нитки…
Двор затихает, дремлется. Я смотрю
через золотистое хрустальное яичко. Все золотое, все: и люди золотые, и
серые сараи золотые, и сад, и крыши, и видная хорошо скворешня, – что принесет на счастье? – и небо золотое, и вся земля. И звон немолочный кажется золотым мне тоже, как все вокруг. (Шмелев И. Лето Господне. С. 56–57).
Очень хорошо ощущается праздничная пасхальная атмосфера в воспоминаниях А.П. Воронцовой-Вельяминовой: «Наступала
страстная суббота, и мы шли к заутрени (самые маленькие оставались
дома). Даже мы, дети, проникались торжественной радостью Воскресения
Христова. Домой шли с зажженными свечами и радовались, если не было
ветра. Вернувшись, христосовались со всеми домашними, обменивались
крашеными яйцами и садились разговляться. Для яиц специально выращивали
травку под названием «кресс-салат». Это была коротенькая травка, и в ней
яйца лежали очень красиво.
Чего только не было на пасхальном
столе: окорок ветчины, окорок телятины, индейка, пасхи, куличи. Кроме
своих куличей заказывали кулич у Филиппова, и на нем красовался ягненок
из сахара.
В Воскресенье утром получали подарки от
родителей и дарили им свои произведения. В Воскресенье и в течение всей
недели по Москве звучал колокольный звон. (Ляховская Л. Энциклопедия православной обрядовой кухни. С. 305).
Очень любили всегда Пасху дети и молодежь.
Вместе с взрослыми они готовились к ней, помогая по дому, принимая
участие в церковных богослужениях, а затем ликуя и радуясь со всеми
домочадцами.
В прошлом веке была у детей такая игра с
пасхальными яйцами – они катали «крашенки» по земле, по желобу, играли в
«битки». В ней участвовали двое, ударяли яйца носиками. Чье яйцо
сохранялось целым, тот считался удачливым в жизни и в награду получал
яйцо проигравшего. Маленьких детей одаривали шоколадными, а также
крашеными яйцами и медовыми пряниками.
Всю Светлую неделю длился праздник, стол
оставался накрытым, приглашали всех, угощали, особенно тех, кто не мог
или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных.
И сейчас Пасха для верующих – особо
радостное и праздничное время. Вот как ожидает праздник Пасхи, например,
наш современник, мальчик, выросший в семье верующих, где особенно много
проводила с ним времени его православная бабушка, учившая мальчика
основам веры и благочестивым традициям прошлого.
Скоро Пасха. Мы всей семьей пойдем на
крестный ход. Очень люблю, когда все так дружно восклицают или просто
кричат: «Воистину воскресе!». В прошлом году один маленький мальчик
пронзительно кричал изо всей силы: «Воистину воскресе!» Я подошел к нему
и спросил, почему он так кричит. Он ответил: «Потому что в самом деле
воскрес!» с такой гордостью, будто сам тогда это видел. А мне стало
немного завидно: почему я сам не догадался. Эти малыши такие ловкие.
Бабушка уже собирает луковую шелуху для крашения яиц. Значит, скоро. (Веденягина Э.А. Дорога к храму. С. 125).
|