Нигде так не празднуется праздник
Покрова Божией Матери (14 октября по новому стилю), как на Руси. Он
пришел к нам из Византии и стал одним из почитаемых.
Основанием для праздника Покрова было
видение Богородицы во Влахернском храме в Константинополе во время
всенощного бдения блаженному Андрею, Христа ради юродивому. Андрей
увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву. Рядом с ней шествовали св.
Иоанн Креститель, св. Иоанн Богослов, а также множество других святых.
Пресвятая Богородица усердно на коленях молилась, затем встала и осенила
своим блестящим покровом молящихся. Св. Андрей с трепетом созерцал
дивное видение и спросил стоявшего рядом блаженного Епифания: «Видишь
ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил:
«Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Когда же Божия Матерь отошла, то покров
стал невидимым.
По преданию, свидетель события Покрова
Богоматери, блаженный Андрей, был вознесен в рай, где ангел водил его по
обителям святых. Наконец Андрей спросил, где обитель Божией Матери. И
ангел ему отвечал: «Ее здесь нет, Пречистая отошла в многоскорбный мир
утешать плачущих и помогать бедствующим».
На Руси почитание этого чуда было
распространено в связи с общим почитанием Пресвятой Богородицы и ее
покровительством нашему Отечеству. Наша Русская земля – Дом Богородицы –
полна чудесами Богоматери, Которая одаривала ее Своими милостями. И
такие Ее иконы, как Владимирская, Донская, Казанская, Смоленская,
говорят о тех днях России, когда Богоматерь принимала под Свою защиту и
вызволяла русский народ из безысходных бед.
Праздник Покрова Божией Матери – это
праздник всех православных и по преимуществу он все же русский, потому
что русские благочестивые люди знают и верят, что Богородица приняла под
свой омофор Святую Русь.
Он был учрежден Великим князем
Владимирским Андреем Боголюбским. В честь Богородицы в 1165 году возвели
необыкновенный по своей красоте храм. Множество церквей по всей России
посвящены Покрову Пресвятой Богородицы.
В день Покрова Божией Матери верующие
молятся о заступничестве, защите от всяких бедствий, ниспослании
благодати. Он связывается у русского народа со снежным покровом земли,
окончанием сельских работ, сбором последних плодов. Это первое зазимье,
наступление холодов, заморозков. Для селян наступает время отдыха –
страда миновала, и начинаются зимние посиделки, приходит пора свадеб,
совершаются венчания молодых.
По Уставу Православной Церкви, не совершаются венчания: накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота),
двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение Великого,
Петрова, Успенского и Рождественского постов; в продолжение Святок – от 7
до 20 января; в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с Недели
мясопустной и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой)
седмицы; в день и накануне дня усекновения главы Иоанна Предтечи
(Крестителя) – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.
Свадьба – одно из самых значительных
событий в каждой семье и в жизни молодых, вступающих в брак. Невесты
надевают свадебный наряд – белоснежный покров. Если в день свадьбы на
Покров выпадает снег – счастье молодым. По православному установлению
счастливым и прочным может быть брак, освященный Церковью,
благословленный Самим Богом. Поэтому жених и невеста должны венчаться в
церкви.
Брак – таинство, в котором жених и невеста
перед священником и Церковью дают свободное обещание во взаимной
супружеской верности, и союз их благословляется во образ союза Христа с
Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к
благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
В Православной Церкви чинопоследование Таинства брака состоит из обручения – обмена жениха и невесты кольцами в знак взаимного обмена правами, а форма колец говорит о сочетании на вечность; венчания – возложения венцов – символа торжества и величия; хождения вокруг аналоя, означающего, что венчающиеся дают обет быть верными до самой смерти; вкушения вина из одной чаши – обещания испить вместе чашу жизни со всеми ее радостями и горем.
По окончании брачной церемонии гости
приглашаются к празднично накрытому столу. Жених и невеста занимают
почетные места, затем садятся родители молодоженов: слева от жениха –
родители невесты, справа от невесты – родители жениха, затем шаферы,
почетные гости. Место каждого приглашенного обозначено именной
карточкой. По старинному обычаю и закону гостеприимства любой человек,
вошедший в дом, должен быть угощен.
Основным горячим блюдом для свадебного
стола может быть традиционный гусь, фаршированный яблоками, индейка,
поросенок, жареный окорок и, конечно же, горячие пироги, а среди них
непременно курник – свадебный пирог. Кулебяки, расстегаи, закусочные
мелкие пирожки с мясом, рыбой, птицей подают одновременно с холодными,
горячими закусками, бульоном и основным горячим блюдом вплоть до
десерта. Пироги, пирожки и другие выпечные изделия всегда украшают и
обогащают свадебный стол.
Украшением стола являются фрукты, они
должны играть красками: яблоки, груши, виноград, персики, абрикосы,
земляника, цитрусовые. Белоснежная скатерть, красивая посуда и столовые
приборы, вкусная еда и умелая расстановка блюд создают торжественное
настроение…
На десерт подают свадебный торт.
Свадебный торт, как и свадебный пирог или свадебный крендель, имеет и
символическое значение. Так, плетенная из крема корзина белых или нежных
бело-розовых роз – символ непорочности, чистоты и любви, красных –
символ страстной любви, торт с лебедями – символ супружеской верности,
«рог изобилия» – к достатку, «лира» – к творческому совершенству,
«подкова» – к счастью, «пирамида» – пожелание дожить до глубокой
старости и вместе взойти на вершину жизни… (Ляховская Л. Энциклопедия православной обрядовой кухни. С. 615–616).
|