«Первый Спас», «Медовый Спас» – так и сейчас называют 14 августа (1 августа ст. ст.).
Этот день – праздник пчеловодов;
пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый
Спас и нищий медку покушает». С этого дня пчелы перестают вырабатывать
мед. По преданию, считалось, что когда перестают цвести розы, тогда
происходит перемена и в росах.
14 августа – это еще и день памяти семи
ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до
Рождества Христова. Христианские установления своеобразно переплелись с
языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев слился с древним
языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник
«Макавей». В блюдах, подаваемых к праздничному столу, обязательно есть
мак, хотя связь мака с Маккавеями чисто звуковая. В этот день пекут
маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с медом и
маком. Начиналась же трапеза блинами с маком – в специальной посуде для
растирания мака приготавливали маковое молочко, маково-медовую массу, в
нее обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальник, в
Малороссии – макитра.
Съедобный мак был любимым продуктом,
применяемым в народной кухне. Мак упоминается во множестве пословиц:
«Мачок с медом – усы оближешь!»; «Черен мак, да бояре едят!»; «Рад Яков,
что пирог с маком»; «Поминаючи мак, не прогневайся и так».
В день Макавея молодежь водила хороводы с
песней «Ой на горе мак», девушки осыпали парней маком, припевая: «Маки,
маки, маковицы, золотые головицы!»
После Макавея не купались – лето прошло, вода «цветет».
Наступал следующий Спас.
19 августа (6 августа ст. ст.), в праздник
Преображения, освящаются яблоки и другие плоды, только с этого дня их
разрешалось есть.
Преображение Господа Иисуса Христа, которое празднует Святая Церковь, описывается в Евангелии.
Во время Его молитв на Фаворской горе лицо
Его вдруг просияло, как солнце, и одежды Его сделались белые, как снег.
И явились апостолам Иакову и Иоанну бывшим вместе с Иисусом Христом,
древний пророк и законодатель еврейского народа Моисей и пророк Илия,
взятый некогда живым на небо на огненной колеснице. Явились они в славе,
т. е. в небесном свете, и беседовали с Господом о наступающих
страданиях и о Его крестной смерти в Иерусалиме. Господь показал
ученикам Свое преображение, чтобы они убедились в Его Божестве,
укрепились в вере. Моисей же и Илия, жившие много веков назад, должны
были засвидетельствовать апостолам, что Иисус Христос есть истинный
Спаситель мира.
В этот день Святая Церковь, вспоминая
благодатный свет Преображения, утешает христиан в исполненном скорбей
земном странствии, напоминая, что за ним воссияет вечное блаженство со
Христом. Свет Преображения, благодать Божия – самые высшие непреходящие
ценности, не сравнимые ни с какими благами на земле.
Раньше на Руси был добрый обычай в
праздник Преображения наделять всех яблоками. Так, нищие и бедные
одаривались от тех, кто имел сады. Все садоводы приносили яблоки для
освящения в храм, а затем эти плоды из рук священника раздавались
прихожанам. «На Второй Спас и нищий яблочком разговеется». Кто не
исполнял этого веками установленного обычая, считался человеком,
«недостойным общения». Старики, особенно крепко придерживающиеся этого
установленного преданиями обычая, говорили о скупердяях-садоводах: «А не
дай-то Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им
от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и
бедного!»
«Спасовым яблочком» после службы разговляются в каждой благочестивой семье, почитающей заветы предков.
…сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас… – медовый
Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не
обижается… уж пошабашила. Второй Спас… который вот, – яблошный,
Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот, Адам-Ева согрешили,
змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на
гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья
поест, у того в животе червь заведется и холера бывает. А как окроплено,
то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после
Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят и все орехи
грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной –
для разговин.
Преображение Господне… Ласковый, тихий
свет от него в душе – доныне. Должно быть от утреннего сада, от светлого
голубого неба, от ворохов соломы от яблочков грушовки, хоронящихся в
зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки – зелено-золотистый,
мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже
переросли заборы и выглядывают на улицу – не идет ли уж крестный ход?
Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. (Шмелев И. Лето Господне. С. 77–78).
|