Русскому народу были всегда присущи
многие прекрасные свойства: самоотверженная верность Церкви и Отечеству,
щедрая благотворительность к бедным, несчастным, страждущим,
бескорыстное гостеприимство к знакомым и незнакомым, к соотечественникам
и иноземцам, его сердечное сочувствие к горю и радости ближних. Мы
восхищаемся многими его обычаями, простыми и такими сердечными, которые
«дышат любовью христианской», многими его великими делами, украсившими
нашу историю. Кто образовал эти свойства, ввел эти обычаи, воодушевлял
русский народ на великие подвиги? Вера православная.
Русские, с детства воспитанные в
благочестии, в духе Православия, всю свою жизнь привыкли размерять по
церковному календарю. Церковные праздники всегда были и семейными
торжествами, и общенародными. Они освобождали, пусть и на короткое
время, человека от гнета обыденностей, приносили духовную радость
соприкосновения с иным, лучшим миром.
Труды и праздники… В церковный праздник
русская душа отдыхает и радуется. Шесть дней – заботам и своим делам, а
седьмой день – по заповеди Господа – служению Богу, святым и угодным Ему
делам. Такой завет оставлен Господом человеку: «день же седьмой,
суббота, Господу Богу твоему» (Исх. 20, 10). Если в Ветхом Завете
праздновался седьмой день недели – суббота (др. евр. «покой») – в
воспоминание творения Богом мира, то в Новом Завете, со времен
апостолов, стал праздноваться первый день недели – воскресный, в
воспоминание Воскресения Христова.
В воскресенье вся христианская семья
посещает церковь, занимается благотворительностью, навещает больных,
утешает печальных, делает другие добрые дела. Вместе с детьми
обязательно читает какие-то душеполезные книги. И в наше время есть
библиотеки, где благочестивые родители смогут подобрать православную
литературу и для себя, и для своих детей. Они, как правило, находятся
при храмах или кафедральном соборе.
Русский православный человек не может не
любить праздников, посвященных воспоминанию великих событий в Церкви
Христовой. Какой безотрадной бы показалась нам жизнь, если бы верующие
жили без этих праздников, посреди всей суеты, забот, горести, обид и
неправды нашего земного мира?!
С радостным чувством люди ожидают праздника и наслаждаются его освежающей и возвышающей силой.
Крещение ребенка – его духовное
рождение считалось на Руси значительнее телесного и потому праздновалось
каждой семьей кому как позволяло его состояние. Таинство Крещения – это
принятие крещаемого в церковное общество. При совершении Таинства
Крещения исполняется несколько обрядов, каждый из них имеет
символическое духовное значение.
Обращение крещаемого к западу (месту тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма.
Помазание елеем младенца перед погружением в
воду (купель) – для непобедимости в борьбе с сатаной. Погружение в
воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого и очищает от
грехов.
Одевание в белую одежду и возложение креста
на грудь означает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести
чистую жизнь и постоянно помнить о кресте – символе спасения. Хождение
вокруг купели
– символ вечности. Пострижение волос – предание новокрещенного воле Божией.
Вместе с Таинством Крещения совершается
Таинство Миропомазания: священным миром (благовонным маслом) священник
изображает кисточкой кресты на лбу, глазах, ушах, устах, ноздрях, груди,
руках и ногах – для освящения всех его чувств, дел и всего поведения.
После Крещения сразу накрывали крестинный
стол и кроме гостей кормили и нищих. Домашний праздник, праздничный обед
в день совершения Таинства Крещения на Руси называли крестинами.
Вспомним стихи поэта: «Во вторник зван я на крестины.». В этот день
приходили самые близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей.
Навещать новорожденного разрешалось только замужним женщинам, имеющим
детей. На крестины приносили дорогие подарки и много угощения, чтобы
освободить еще не окрепшую хозяйку от излишних волнений и забот,
связанных с подготовкой стола.
Крестного отца и мать одаривали подарками,
они также дарили что-то на память ребенку, их уважали и почитали всегда
как близких родных.
День рождения ребенка был не так
значителен, как день ангела или именины, – они отмечались всю жизнь
ребенка. В этот день именинник должен был пойти в храм и заранее
подготовившись, исповедавшись, причаститься Святых Таин. По русскому
обычаю, если, конечно, позволяло состояние, именинники рассылали гостям
именинные пироги, но позже, уже в XVIII веке, просто приглашались гости к
именинному столу, которые приносили виновнику торжества подарки,
присутствовали и духовные лица, благословляли именинника иконами.
Приглашенные гости пели многолетие, а после стола он мог также одаривать
гостей.
|