Церковная жизнь ребенка начинается с
самого раннего возраста. Благочестивые родители воспитывают свое дитя в
соответствии с евангельскими истинами.
Как написано в Священном Писании, когда ко
Христу приносили детей и ученики Его препятствовали этому, то, увидев
такое, «Иисус вознегодовал и сказал им: Пустите детей приходить ко Мне и
не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. И обняв их,
возложил на них руки и благословил их». (Мк. 10, 13–16).
Рождение ребенка отмечается Церковью
особыми молитвами, в восьмой день совершается наречение имени, в 40-й
день – его воцерковляют.
Наречение имени в 8-й день по рождении
происходит в храме. Имя новорожденному дается по воле родителей в честь
одного из святых, почитаемых в Русской Церкви, или по имени святого,
память которого приходилась на день рождения младенца. Через имя,
освященное молитвой и благословение священника, ребенок может быть
допущен к участию в церковных Таинствах. Он приносится в церковь – дом
Господень – по закону, как и Божия Матерь принесла Богомладенца Христа в
храм «по обычаю законному». Так начинается благодатный союз нового
человека с Богом.
Молитвы 40-го дня, читаемые священником о
ребенке в храме, готовят его к участию в церковной жизни. Его должна
принести мать, до 40-го дня после родов женщина по Закону не может
входить в храм: «ни к чему священному не должна прикасаться и к
святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев.
12, 4; Лк. 2, 22). Священник в молитвах просит у Господа благословения,
чтобы ей ходить в храм, участвовать в богослужении и Таинствах.
Вхождение матери с ребенком в храм
символично – это начало пути к Крещению, подготовки ребенка к духовному
рождению: «Сам (Господи), благослови отроча сие. и сподоби е во время
благопотребное и водою и Духом от рождения: сопричти е святому стаду
словесных овец; нарицающихся именем Христа Твоего…», – просит Господа
священник. Младенца приносят Богу, просят Его: «Господи Боже наш.
и принесенного сего младенца, явитися Тебе всех Творцу благослови и на
всякое дело благое и Тебе благоугодное возрасти, отгоняя от него всякую
сопротивную силу…»
Родители-христиане делают так по
евангельскому примеру: Сам Иисус Христос был принесен в храм Божией
Матерью «в четыредесятый день законному храму», Он тоже был отдан Богу
на Его попечение о дальнейшей жизни и исполнение воли Всевышнего. В 4-й
молитве 40-го дня священник также молится: «Рожденное отроча благослови,
возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри… и умного уподоби света…»
Детей, по обычаю Русской Церкви, крестят
совсем маленькими, чтобы можно было молиться за них, просить защиты у
Бога от всякого зла. Так, Православная Церковь благословляет Крещение
детей уже на 40-й день жизни младенца. Такая традиция восходит еще к XIV
веку.
На Руси рождение ребенка окружалось целым рядом примет, но не меньше их было приурочено ко «вторым родинам» – крестинам.
Если священник даст крещаемому имя
преподобного, это обещает ему счастливую жизнь; а если имя мученика – и
жизнь сойдет за одно сплошное мучение. Если новорожденного примет
бабка-повитуха на отцовскую рубаху – отец крепко любить станет; если
после этого положит ребенка на косматый бараний тулуп, – ожидает
его богатство. Если крестильную рубашку первенца-ребенка надевать потом
на всех других детей, – будет между ними всегда совет да любовь, а
раздор к ним и не подступится вовек. Чтобы мальчик был большого роста,
одни опытные бабки поднимают его на крестильном столованье-пированье
высоко над головой, другие же – не менее опытные в таком деле –
выплескивают для этого к потолку рюмку вина (Опыты православной педагогики. С. 19).
Напрасно родители не спешат крестить своего
ребенка, ведь он так беззащитен в этом мире, тем паче очень часто
рождается еще до брачных отношений – это сегодняшние реалии. Посмотрите,
сколько больных детей и с физическим нездоровьем, и психическим. Они
рождены в грехе – так наказываются их родители. Спешите покаяться в
своей безнравственной жизни, мамы и папы, и, непременно, как можно
скорее, крестите своего младенца.
Одна из историй недавнего времени. Они
встретились на вечеринке своего приятеля, понравились друг другу, стали
встречаться – легко и весело проводили время, но. зародилась будущая
жизнь. Когда она была уже на 4-м месяце беременности, он все-таки решил
жениться. Родилась у них девочка, а через два месяца вдруг сильно
заболела. Никто из врачей не мог поставить диагноз. Бедная крошка,
сколько ей пришлось перетерпеть, ничего не помогало, она медленно
уходила из жизни. Тогда, по совету какой-то бабушки, ее крестили. Многие
христиане, даже из других городов, молились о здравии младенца, целый
месяц три женщины-христианки, совершенно незнакомые, но которым
рассказали об этой трагедии, молились, читали акафист великомученику и
целителю Пантелеимону о здравии девочки. Произошло чудо – приговоренная
врачами уже в смерти, она выжила, потихоньку стала поправляться и теперь
она здорова и весела. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
Вернемся к Таинству Крещения. У ребенка,
которому дается в Крещении имя одного из святых, появляется небесный
покровитель, защитник и молитвенник на него. Родители ежедневно
обращаются к нему:
Святой (имя), моли Бога о (имя), яко мы к
тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душе (имя). Теперь у
малыша есть и его ангел-хранитель: священник в Таинстве Крещения просит
Бога послать каждому, кого он крестит, ангела-хранителя, который будет с
человеком всю жизнь.
В следующем сразу за Крещением Таинстве
Миропомазания Господь дарует ребенку благодать, которая ставит его в
число рода избранного, народа святого. В Ветхом Завете миропомазание
совершалось лишь над царями и пророками, в Новом – оно даровано каждому
христианину.
Во время совершения Крещения после
троекратного погружения младенца в воду – во имя Отца и Сына и Святого
Духа священник надевает на ребенка крестик – главную христианскую
святыню, символ спасения.
Нательный крестик – видимая святыня,
свидетельствующая о нашей вере. Крест имеет великую силу – на нем
пострадал Христос за грехи людей и упразднил власть зла над ними. «Кто с
крестом, тот с Христом» – говорит нам народное изречение. Крест
сохраняет от всякой беды и напасти. Каждый христианин никогда с ним не
расстается: и днем, и ночью крестик всегда у него на груди.
По русскому обычаю, принятие святого
Крещения происходит с восприемниками – крестной матерью и отцом. Они –
поручители перед Богом за своего крестника и несут за него
ответственность. Вместе с родителями крестные призваны воспитывать
ребенка в вере и благочестии. Духовное родство крестных и крестника
более прочное, чем кровное, – родителей и ребенка. Быть восприемниками –
дело очень серьезное.
Если крещаемый – малыш, то они за него
приносят обеты веры и верности Богу. Ежедневно на молитве всегда
воспоминаются крестники, у Бога просят даровать им здравие и спасение.
Когда дети будут взрослеть, то крестные должны наставлять их в добрых
правилах веры, учить руководствоваться заповедями Божиими.
Крестные родители обязаны часто молиться за
своих крестных детей, чтобы Господь. удержал их на пути благочестия и
не попустил уклониться в сторону зла.
«Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем».
Крестными родителями могут быть у мальчика –
мужчина, друг семьи, верующий, который впоследствии, по мере взросления
своего крестника, может окружить его заботами и не оставить без
внимания, если потребуется добрый совет или помощь, у девочки – подруга
матери, например, или женщина, которая также близка семье. Крестным
отцом или матерью из родных может быть старший брат, сестра, дядя, тетя,
другие какие-то родственники. По русской традиции, крестными могут быть
сразу двое – благочестивые, добропорядочные мужчина и женщина.
Как только ваш малыш подрастет, сразу же научите его креститься.
Веками утвержденный опыт показывает, что
крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все
продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях
обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно перед
принятием пищи и питья, ложась спать и вставая, перед выходом и входом
куда-либо. Дети должны полагать крестное знамение тщательно и точно.
Учите ребенка делать это так.
Для крестного знамения соедините ровно
кончики трех пальцев руки (большой, указательный и средний), а два
последних (безымянный и мизинец) пригните к ладони. Сложенные вместе три
пальца выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как
неразделимую Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают две
природы Господа – Божественную и человеческую.
Дотроньтесь до середины лба, потом живота (в области солнечного сплетения), далее – правого плеча и затем – левого.
Мы, осеняя себя крестным знамением, во имя
Отца и Сына и Святого Духа, освящаем свой разум, свои чувства, свои
телесные силы и знаем, что когда мы со Христом и Его Крестом – нам
бояться нечего.
|