На 50-й день после Пасхи, в воскресенье,
празднуется День Святой Троицы, или Пятидесятница. Это день рождения
Церкви, утверждение христианской веры. Святой Дух сошел на апостолов в
50-й день после Воскресения Христова.
Если в Ветхом Завете люди знали только о
Боге Отце, со времени рождения Спасителя узнали о Его Единородном Сыне,
то в день Сошествия Святого Духа людям открылось третье Лицо Пресвятой
Троицы. Так люди стали верить и прославлять Бога, единого по существу и
Троичного в Лицах – Отца и Сына и Святого Духа – Троицу Единосущную и
нераздельную.
Иерусалим был переполнен паломниками,
съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа
привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к
народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило,
что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского
наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время
исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных.
Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа?
Никакие исследования историков не могут
дать ответа. Здесь – тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для
укрепления Его рождающейся Церкви.
С того момента, когда над учениками
пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки
небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в
страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия.
Мутной волной нахлынут соблазны и
искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные
пастыри, лжеучители и раскольники. Но ничто не сможет сокрушить Церковь
Христову.
Праздник Пятидесятницы – день явления
Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете,
Сын-Логос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому
праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы. (Мень А.В. Православное богослужение. С. 98).
Таким чудесным образом начала свое существование Церковь, благодатное общество верующих.
Все люди, ищущие, жаждущие праведности,
понимают, что без помощи Божией, без Его руководства невозможна никакая
духовная жизнь. Благодать Божия обновляет, очищает, направляет к добру,
согревает сердце Любовью. Она приносит мир, покой и радость душе.
Спаситель учил, что Святой Дух наставляет
христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду. Он
таинственно действует на душу человека и подает верующим особые
дарования для блага церкви и общества. Он – податель жизни. Поэтому на
праздник Пятидесятницы в знак животворящего действия Святого Духа храм
украшают зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы.
Гудящий благовест к молитве призывает, На солнечных лучах над нивами звенит; Даль заливных лугов в лазури утопает, И речка на лугах сверкает и горит. А на селе с утра идет обедня в храме: Зеленою травой усыпан весь амвон, Алтарь, сияющий и убранный цветами, Янтарным блеском свеч и солнца озарен. И звонко хор поет, веселый и нестройный, И в окна ветерок приносит аромат. Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат, Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!.. И.А. Бунин Троица
всегда, еще с незапамятных времен, была любимым праздником русского
народа. Это весеннее возрождение земли, поэтому Троицу еще называли
Зеленые Святки. Зелень и цветы составляют отличительные признаки
празднования Троицы. Повсюду на Руси церкви и дома украшали зелеными
ветками деревьев, а также травами, чабрецом, дающим сильный аромат.
Цветы, травы, устилавшие церковный пол во
время Троицкого Богослужения, на следующий день – это Духов день –
собирают богомольцы, уносят домой и тщательно берегут на случай болезни
кого-нибудь из домочадцев. Принесенные от обедни Духова дня цветы и
травы добавляют в воду, в которой купают детей. Считается, что если
окурить дымом этих благовонных трав больного, то он пойдет на поправку.
Каждый православный знает, что утренние,
вечерние и другие молитвы начинаются обращением к Святому Духу. В этой
молитве содержится просьба к Нему – обновить в нас Свою благодать,
утешить и «очистить от всякой скверны». Он везде и все наполняет и есть
«Сокровище благих» – сокровищница всего самого ценного для человека,
стремящегося к совершенству. Без Духа Святого нет истинной жизни для
человека, нет мира в душе, нет чистого сердца – и нет спасения.
|