После богослужения в церкви в день
праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа (15 августа ст. ст.),
православные христиане совершают крестный ход. Селяне, например, идут в
поле и поют благодарственный молебен Божией Матери. На поле, по старому
общерусскому обычаю, оставляли несрезанные колосья, которые
перевязывали лентой, и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был
хороший урожай».
Все русские люди всегда почитали Пресвятую
Богородицу. Они верили, что Матерь Божия заботится и ходатайствует о
них перед сыном Иисусом Христом и после Своей смерти.
Еще при жизни, после Вознесения Иисуса
Христа, Она была оставлена на попечение Иоанна, любимого ученика
Господа, постоянно пребывала в посте и молитве. День кончины Пресвятой
Богородицы был открыт Ей от Иисуса Христа за три дня до Ее успения.
Архангел Гавриил возвестил Матери Божией о времени отшествия из этого
мира. Поэтому Она заранее попросила о том, чтобы Ее похоронили близ
Иерусалима в Гефсимании, между гробами Ее праведных родителей и святого
Иосифа, Ее обручника. Она всех благословила, легла на украшенный одр,
вокруг Нее собрались все апостолы, которые чудесным образом на облаках
были доставлены из разных стран мира и поставлены в этом месте. Вдруг
необычный свет воссиял в доме и видимо для всех Господь Иисус Христос
вместе с сонмом ангелов и святых снизошел к одру Богоматери и принял Ее
пречистую душу в Свои руки и понес в горний мир. Тогда, по словам
Церкви, «небесные врата возвысились, ангелы воспели, встретив Царицу
Небесную, Херувимы стали сзади с веселием и Серафимы с радостью
прославили Ее».
Точно так же, как и при погребении Иисуса
Христа, Ее тело положили в пещеру, закрыли вход большим камнем. На
третий день погребения апостол Фома, не бывший при кончине Божией
Матери, решил поклониться Ее останкам. Но, отвалив камень от гроба, не
увидел тела Пресвятой Богородицы, там только лежали Ее ризы, от которых
исходило чудное благоухание. Все убедились, что Матерь Божия хотя и
умерла, но «возстала, подобно Сыну Своему, для вечной жизни». Скорбь
превратилась в Радость. Поэтому это для всех христиан великий праздник.
Церковь прославляет Пресвятую Богородицу в
своих песнопениях: «побеждены законы природы в Тебе, Дево Чистая, в
рождении сохраняется девство, со смертью сочетается жизнь: пребывая по
рождении Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица,
наследие Твое».
Успение Богородицы завершает цикл двунадесятых (особо чтимых, великих) праздников церкви.
«Праздники – не просто дань прошлому.
Участвуя в них, каждый верующий приобщается к опыту Церкви, следует ее
водительству. Он как бы заново переживает великие события евангельской и
церковной истории, живет в них, проходя таким образом целую школу
духовного возрастания». Эти слова известного священника и проповедника
Александра Меня особенно актуальны в наше смутное время, когда люди
посвящают всю свою жизнь достижению материальных благ и забывают о своей
душе.
|