За неделю до Пасхи отмечается Вербное воскресенье, великий двунадесятый праздник.
Все премудро сотворено… – радуется на вербу Горкин, поглаживая золотистые вербешки. – Нигде сейчас не найтить цветочка, а верба разубралась.
И завсегда так, на св. Лазаря, на Вход
Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то?.. А такое
слово, духовное. Сияние, значит, божественное, – Осанна. Вот она с нами и
воспоет завтра Осанну, святое деревцо. А потом, дома, за образа
поставим, помнить год целый будем.
Я спрашиваю его – это чего помнить?
– Как – чего?.. Завтра Лазаря воскресил
Господь. Вечная, значит, жизнь всем будет, все воскреснем. Кака
радость-то! Так и поется – «Обчее… воскресенье… из мертвых Лазаря
воздвиг Христе Боже». А потом Осанну поют. Вербное Воскресенье
называется, читал, небось, в «Священной Истории»?… ребятишки там
воскликали, в Иерусалим-граде. Христос на осляти, на муку крестную
входит, а они с вербочками, с вайями… по-ихнему – вайя
называется, а по-нашему – верба. А фарисеи стали серчать, со злости,
зачем, мол, кричите Осанну? – такие гордые, досадно им, что не их
Осанной встречают. А Христос и сказал им: «Не мешайте детям ко Мне
приходить и возглашать Осанну, они сердцем чуют.» – дети-то все чистые,
безгрешные, – «а дети не будут возглашать, то камни каменные
возопиют!» – во как. Осанну возопиют, прославят. У Господа все живет.
Мертвый камень – и тот живой. А уж верба-то и подавно живая, ишь –
цветет. Как же не радоваться-то, голубок!.. (Шмелев И. Лето Господне. С. 264).
В этих строках вся суть праздника, недели
ваий, он еще так называется потому, что во время входа в Иерусалим
Господа его встречал еврейский народ, сопровождал и устилал путь
Спасителя ветвями пальмовых деревьев (вайя – греч. – пальмовая ветвь).
На Руси это воскресенье называется
Цветным, Цветоносным или Вербным. Последнее название чисто русское,
т. к. пальмы у нас не растут, то заменяются ветвями вербы, цветущей
прежде всех деревьев.
Событие, воспоминаемое Церковью в этот
день, то есть торжественный Вход Господень в Иерусалим, носит название
Царский Вход Спасителя, а Он есть Царь и шествует в Иерусалим на
страдания и смерть добровольно.
За несколько дней до Пасхи Иисус Христос
сказал Своим ученикам: «Пойдем в Иерусалим». Когда они подходили к
Иерусалиму, два ученика привели ему молодого осленка, положили свои
одежды, и Иисус сел на него. По случаю праздника в городе собралось
множество людей. Многие слышали об Иисусе Христе, как он исцелял
больных, воскрешал умерших, и спешили к Нему. Одни срезали ветки пальм и
расстилали их перед Ним на дороге, другие клали свои одежды подобно
ковру, чтобы Он проехал по ним. Все радостно восклицали и приветствовали
Его: «Осанна!» (спасение, слава). Особенно радовались дети, видя чудеса
Иисуса Христа, совершенные им в храме.
Праздник ваий, почитаемый Святой
Церковью, – особенно уважаемое торжество, начало которого относится еще к
первым векам христианства. На праздничном богослужении верующие стоят,
держа в руках вербы и свечи, они как бы символически участвуют во
встрече Господа, а зеленые ветви со светильниками, по изъяснению Церкви,
служат в этот праздник знамением победы над смертью и благословением
Иисуса Христа, Которому мы восклицаем: «Осанна в вышних!» как Победителю
смерти.
На Руси считалось, что верба обладает
способностью наделять здоровьем и энергией, предохранять от темных сил.
Вернувшиеся из церкви родители стегали освященной вербой детей и
приговаривали: «Верба-хлест! Бьет до слез. Верба красна, бьет не
напрасно». Это делалось с целью оделить детей здоровьем. Было принято
хранить вербу в «красном» углу перед иконами. По преданию, освященная
верба охраняет дом от пожара, града, темных сил.
|