Для верующего человека понятно, что воспитание
начинается с утробы, ибо Церковь признает, что жизнь человека начинается
с зачатия. Об этом мы уже говорили. Все больше об этом говорят и
психологи. Например, сейчас активно развивается перинатальная
(дородовая) и перинатальная (послеродовая) психология, которая изучает
формирование психики на самых ранних стадиях развития ребенка. Очень
интересны достижения советской школы научной сексологии (была такая
отрасль психологии в советское время, и занималась она проблемами
воспитания детей с учетом пола). С некоторыми важными достижениями
должен быть знаком каждый молодой человек, собирающий стать родителем.
От нуля до трех
Другой важнейший период в развитии ребенка — это возраст от рождения до трех лет.
В это период ребенок формирует свои представления о
мире, в том числе и о людях, о том, чем мужчина отличается от женщины.
Ребенок должен сам определиться кто он по полу, чтобы потом правильно
строить свое поведение. Новые исследования в психологии доказывают
огромнейшее значение этого периода в формировании всей психике ребенка.
То, что закладывается в этот период, будет влиять на всю жизнь человека.
Обычно у человека нет воспоминаний от этого периода жизни, но это
говорит только о том, что все события в жизни этого возраста ложатся
глубоко в подсознание ребенка.
Например, в 70-е году в зарубежной психологии было
введено понятие «безмамная» мама. Оказывается, что если в этом возрасте
мама не берет часто дочку на ручки, не выливает на нее всю свою нежность
и заботу, а ведет себя с нею холодно, или отдает ребенка в ясли, то
когда дочка вырастет, она сама будет холодна к своим детям. Оказывается,
то, что мы всегда считали врожденным материнским инстинктом, вовсе не
врожденный инстинкт, а тот образ поведения, который ребенок впитывает в
самом раннем возрасте. Сейчас активно развиваются такие направления
психологии, как перинатальная (дородовая) и перинатальная (послеродовая)
психология, занимающие самыми ранними стадиями развития ребенка.
Перинатальная психология позволяет тестировать беременных на
психологическую готовность к материнству. Одними из первых в анкетах
задаются вопросы об отношения беременной со своей матерью в раннем
возрасте. Если эти отношения были не самыми лучшими психолог должен
проводить психотерапевтическую работу.
В этом период развития ребенка происходит самое
важное — формирование представлений о мире, ребенок познает, как устроен
этот мир. Он смотрит своими широко открытыми глазами и пытается понять
этот мир. Можно отметить несколько фундаментальных открытий, который
должен сделать ребенок.
1. Мир состоит из своих и чужих.
Первое открытие ребенка — это усвоение того факта, что мир можно
разделить нас своих и чужих. Свои — это узкий круг родственников,
которые окружают ребенка. Уже в четыре-пять месяцев ребенок может
беспокоиться при появлении чужих людей. Особенно это видно на Крещении
детей. Я всегда стараюсь советовать крестить детей самое позднее в
два-три месяца. Ребеночка крестили, он испугался, но прижался к маме,
почувствовал родные руки, услышал родное сердце — и все хорошо, он
успокаивается. А ребенок в шесть месяцев ведет себя уже не так. Он очень
многое понимает. Он видит, что его привели в незнакомое место, вокруг
незнакомые люди, да еще какой-то бородатый дядька, каких он никогда не
видел. И после Крещения, даже у мамы на руках он будет успокаиваться
полчаса, а то и больше.
Ребенок, у которого нет узкого круга близких
родственников, которые постоянно с ним, может и не провести эту грань
«свой» — «чужой», а если он этого не сделает, его развитие в будущем
будет идти неправильно.
Один из специалистов в области научной сексологии
отмечала, что проведенные ими в 70-е годы исследования показали большую
разницу между домашними и ясельными детьми. Дети из яслей, лишенные
достаточной родительской ласки, уже в детском саду отличались в своем
поведении от детей, до трех лет воспитывавшихся в семье. Если у
ясельного ребенка в 5–6 лет спросить, кто его друзья, то он перечислит
половину детского сада. А если спросить об этом же домашнего ребенка, то
ответит примерно следующее: «У меня друг Вовка, но он сейчас болеет,
поэтому я играю с Андреем, но он тоже хороший мальчик». То есть второй
ребенок будет из общей массы выделять кого-то, к кому он больше
привязывается душей, а для первого все дети равны, он ни к кому не может
привязать серьезно. То же самое будет и в старшем возрасте. В
пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с
легкость расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками
редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь. В
двадцать пять лет один бездумно вступит в брак и так же легко
разведется, другой же будет однолюбом.
Оказывается, чтобы ребенок (или подросток) научился
привязываться к кому-то своим сердцем, он должен сначала привязаться
всем сердцем к своей матери до трех лет, тогда эта способность в его
душе появится. Он должен усвоить именно такую картину мира: есть узкий
круг родных, которые всегда с тобой, с которыми всегда хорошо и уютно, и
есть чужие. Именно эту картину, усвоенную до трех лет, человек будет
пытаться воспроизводить в течение всей своей жизни. А главное он будет
ее воспроизводить в своей семье. Дороже семьи для человека ничего не
будет, и только в семье он будет находить свое счастье. Но сейчас все
больше людей, для которых семья не представляет ценности. Человек,
усвоив в детстве картину мира, где всегда много новых людей, где все
равны, будет скучать в семье, для него даже случайные приятели и семья
будут одинаково интересны.
Научная сексология показала, что особенно уродуются
души тех детей, которые в самом раннем возрасте попадают в детские дома,
ибо они лишены родительской любви в этот самый важный период, а
воспитатель никогда не сможет заменить родителей. В будущем эти дети
крайне неразборчивы в своих друзьях и знакомых. Они очень быстро
попадают в группу риска по проституции, по наркомании и алкоголизму.
2. Мир состоит из мужчин и женщин. Еще
одно важное открытие, которое делает ребенок — это разделение всех
людей на мужчин и женщин. К этому открытию ребенок обычно подходит в
возрасте шести месяцев. Именно с этого возраста дети начинают сильно
тревожиться при появлении незнакомого мужчины, в то время как мало
тревожатся или вовсе не волнуются при появлении незнакомой женщины.
Далее в течение более чем двух лет ребенок формирует свой образ
мужественности и женственности.
Образ мужского и женского поведения, сложившийся в
этом раннем возрасте будет влиять на всю оставшуюся жизнь. Например, уже
с 4 лет через мужские игры мальчик будет осваивать мужской тип
поведения. С семи лет он станет маленьким мужчиной, и будет строить свои
отношения с миром по-мужски уже без игр, а по-настоящему. Он начнет
учиться, и будет впитывать именно те, знания, которые ему нужны как
мужчине. С подросткового переходного юноша начнет вести себя по-мужски в
общении с девушками, пытаясь в будущем построить правильно семейные
отношения. И искать он будет девушку, которая соответствует его
идеальным представлениям о женщине. Но всегда это будет происходить в
соответствии с теми идеальными образами мужчины и женщины, который в нем
возникли в самом раннем детстве.
Вроде бы это все очевидно, и зачем об этом говорить?
А говорить оказывается надо, потому что сейчас грань между мужским и
женским поведением все более размывается. Сейчас даже трехлетние дети
при виде незнакомого человека могут ошибаться, где «дядя», где «тетя». А
это уже означает, что ему трудно сформировать образ мужественности и
женственности, то есть у него могут быть не ярко выраженные мужские игры
в дошкольном возрасте, потом не ярко выраженное мужское поведение в
подростковом возрасте. А в будущем и не вполне мужественное поведение в
семье.
Например, в подростковую культуру все больше входит
стиль «uni-sex», когда девчонки ходят в спортивно подтянутой одежде, в
их поведении видны все больше резкие мужские манеры, а парни начинают
ходить с длинными женскими прическами, да и вообще уделяют своей одежде
слишком много внимания. За парней мне особенно обидно. Ведь такое
женственное поведение явно говорит, что у них в раннем детстве не было
перед глазами образа отца-хозяина, главы семейства, отца-работяги,
который все умеет делать своими руками. В их поведении сквозит больше
влияние матери, которая, конечно, хочет, чтобы ее ребенок был самый
красивый и самый аккуратный, а не самый сильный и не самый сноровистый,
как этого хотят отцы. Все это последствия неполных семей, когда отца
либо совсем нет в семье, либо он устранился от воспитания детей.
В этом возрасте ребенок, наблюдая за отцом и матерью
(а также бабушкой и дедушкой, если они есть), формирует свои
представления о том, какие отношения бывают между мужчиной и женщиной,
как надо относиться к детям. Мне знакомы две семьи. В обоих один из
супругов из неполной семьи. В одном случае жена из хорошей крепкой
семьи, а муж никогда не помнил своего отца, ибо он ушел, когда ребенку
был год. Муж, благодаря своей матери, которая пыталась воспитать
настоящего мужчину, имел решительный и волевой характер. Казалось бы все
хорошо, никакой женственности. Но первые годы семейной жизни были
омрачены долгими выяснениями отношений с супругой. Она часто срывалась,
ее что-то угнетало, постоянно возникала какая-то напряженность. Они оба
пытались что-то сделать, выяснить от чего это, но муж не мог понять
такого поведения жены, да и супруга не могла его объяснить. Отношения
несколько уладились после первого ребенка, а окончательно только после
второго. Лишь потом, уже оглядываясь назад, они смогли понять причину
происходившего. Супруг никогда не видел правильного отношения мужчины к
женщине, той заботы и ласки, которая видна только внутри семьи, и редко
выносится на обозрения чужих людей. Как супруги просят друг друга о
чем-то, как они благодарят друг друга, какие слова произносят, как
смотрят друг на друга, как прикасаются друг к другу, — все эти мелочи
были ему неизвестны. Он был компанейским парней, душой компании, и
супруге, когда она была еще невестой, все это нравилось, она восхищалась
будущим мужем. Но в семье, когда они оставались наедине, она ожидала
увидеть то, что было и в семье ее родителей — заботу и ласку. Он
заботился о ней, но все делал так, как будто она не нежное создание, а
один из его друзей-приятелей, он готов был сделать для нее все, но
отношения были запанибратскими, а не семейными.
В другой семье дело было, наоборот, там супруга
воспитывалась матерью одна. Она была прекрасной хозяйкой и заботливой
матерью, но не вполне нежной супругой. Только через пять лет семейной
жизни, пройдя через обиды и упреки мужа их отношения стали нормальными.
Поведение мужчины и женщины ребенок впитывает именно
в этом возрасте. Если супруги разойдутся, когда ребенку всего 4–5 лет,
то тем не менее он уже успеет усвоить образец для подражания в своей
будущей семье.
3. «Я мальчик, я хочу стать мужчиной» К
концу этого периода, разобравшись, чем различаются мужчины и женщины,
ребенок должен сам себя отнести к одному из полов. Мальчики обычно
обижаются (и должны обижаться), если их называют девочками, и наоборот.
Но самое главное, что ребенок должен не только определить, кто он, но
должен исполниться желанием развивать в себе качества именно своего
пола. Иногда это не происходит. Приведу несколько неприятный, но
показательный пример, услышанный мной от одной прихожанки, которая всю
свою жизнь проработала с молодежью. Однажды к ней пришел в гости один из
ее бывших воспитанников, которого она не видела несколько лет. Он
попросился в гости и во время разговора заявил, что он теперь в «браке» и
у него есть муж. После нескольких недоуменных вопросов выяснилось, что
он теперь гомосексуалист, очень доволен своим положением, и вообще он
всегда хотел быть женщиной. Откуда в этом молодом человеке начались
столь загадочные перемены? Оказывается, его мама всегда хотела девочку,
но родился мальчик. Настрой на девочку еще долго держался в матери. Она
часто наряжала сына в девчачьи наряды, почти всегда называла его
«лапочкой», восхищалась, как он хорошо моет посуду, короче говоря,
всячески поощряла любое проявление женственности. Сын только радовал
мать, он всегда был послушным, исполнительным, старательным, — настоящая
«лапочка». Он осознал себя мальчиком, но стремления к мужскому образу
жизни у него не возникло, он развивал свою душу в другом направлении.
Приведенный случай, конечно, редкость, и является
примером того, как родители сами незаметно для себя могут испортить
ребенка. Обычно происходит несколько по-другому. Например, в семье
ребенка часто ругают, он постоянно слышит: «Ах, какой нехороший мальчик,
ведешь себя как девчонка!», или «Эх, плакса, что нюни распустил, как
девочка!» И ребенку уже как-то не радостно оттого, что он мальчик, и
желание изображать из себя мужчину пропадает. А это плохо, потому что на
следующем этапе он не будет развивать в себе столь необходимых ему
качеств.
Отсюда следует важный вывод о том, что переоценить
значение этого возраста трудно. Именно здесь формируются представления
ребенка об отличительных свойствах мужчин и женщин. На основании этих
представлений ребенок будет в будущем строить свое поведение.
Большинство будущих проблем уходят своими корнями в этот период.
|