В христианском браке проявляется самое
главное и драгоценное свойство человека – любить окружающих, свою
семью, детей, близких. Это есть богоподобное свойство, ведь «Бог есть
любовь» (1 Ин. 4, 8).
Христианская семья – это семья, основа
которой любовь. Здесь все должно делаться с любовью, она должна
сопровождать супругов, детей, дедушек, бабушек, друзей. Здесь учатся
уступать друг другу, быть чуткими, заботливыми, разделять все поровну – и
радости, и печали.
Первой и основной целью брака является
воспитание детей – христиан. Поэтому с самого зарождения семьи – это
главная и основная задача. Он и она должны молиться и просить у Бога
благословение на их будущее чадо – чтобы оно было здорово духовно,
физически. Супруги-христиане должны знать, что они участвуют в творении
Божием и относиться к воспитанию детей очень ответственно. Что нужно знать о своих детях
Для воспитания детей недостаточно
одной горячей любви к детям, готовности к самопожертвованию. Нужны
знания о возрастных особенностях детей, как физических, так и
психологических. Тогда родители смогут лучше их понимать, не делать
ошибок и промахов при общении с ребенком, а также не предъявлять
завышенные требования, невыполнимые для него не в силу капризов и
упрямства, а по объективным причинам, связанным с возрастом ребенка и
особенностями его психики. Давайте научимся быть рядом с ним в нужный
момент, «предлагая ему именно те слова и поддержку, какие важнее всего в
эту минуту».
Протоиерей В. Зеньковский и А. Рогозянский,
говоря о возрастных особенностях детей, выделяют 4 стадии развития и
взросления ребенка.
Начальная стадия – это первое детство (до
6–7 лет). В этом возрасте происходит знакомство ребенка с окружающим
миром, закладываются фундаментальные основы его отношения к людям,
событиям и явлениям, формируются привычки. У ребенка еще не развит
интеллект, отсутствует опыт, поэтому он опирается в своих ощущениях
только на интуицию, чувства. Это так называемый «наивный эгоцентризм».
Восприятие мира происходит только в связи с собой: «моя мама», «моя
игрушка». Оценка самого себя, своих действий еще очень слабы, в мышлении
нет места для критики и сравнения. Мораль ребенка такова: хорошо-плохо,
можно-нельзя; все принимается на веру, родители – безусловный авторитет
во всем. Основное воспитание происходит в семье, зависит от духовной
атмосферы, царящей в доме.
Религиозное восприятие Бога и духовной
жизни в раннем возрасте очень живо. В силу такой особенности детей, как
подражание, дети сами охотно следуют примеру благочестивой жизни
родителей, воспринимают простые религиозные обряды и правила. Поэтому
задача родителей в этом возрасте максимально напитать ребенка духовно:
показать, что основу жизни, центральное место занимает вера, Церковь.
Пусть чувства детские получают первые
впечатления от предметов священных: икона и свет лампады – для глаз,
молитвы и священные песни – для слуха и прочее. Дитя еще не понимает
ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к
священным предметам, и они, предзанимая сердце, тем самым ставят вдали
другие предметы. Особую заботливость должны проявлять родители к
обстановке тех комнат, в которых спят дети, и уголков, где они играют и
проводят большую часть времени. (свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 342).
В первые годы детской жизни душа ребенка
так нежна, так впечатлительна и беспомощна. Она вся всему доступна и не
защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее
судьбой, все может повредить, «испортить ребенка».
В эти годы ребенка надо беречь, не
терзать его никакими страхами и наказаниями, не будить в нем
преждевременно элементарные и дурные инстинкты. Однако упускать эти годы
в смысле духовного воспитания было бы столь же недопустимо и
непростительно. Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как
можно больше лучей любви, радости и Божией благодати. Здесь надо не
баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его и не
топить его в физических ласках, но заботиться о том, чтобы ему
нравилось, чтобы его умиляло и радовало все то, что есть в жизни
божественного – от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости,
сжимающей сердце, до прелестной бабочки, от первой лепетом сказанной
молитвы до героической сказки и легенды… (И. Ильин. О семье // В доме Отца Моего. – М., С. 21).
Следующий этап развития детей – второе
детство (до 10–11 лет). В этом возрасте ребенок старается усвоить
практические стороны жизни, он погружается в реальность, старается
определить, какое место в окружающем мире занимает. Появляется
самосознание, контролируется поведение. Преобладает интеллект, идет
активное усвоение рациональных сведений о мире, формируется собственное
мировоззрение. В этом возрасте заимствуются взгляды и опыт старших в
практической сфере жизни. Второе детство – торжество «практического
разума». Мышление приобретает сравнительные и практические формы, более
значим социальный аспект. Однако связь с семьей и ее пример еще велики:
«А у нас дома так делают», «моя мама говорит, что.»
Но к концу «второго детства» постепенно начинается отход от семьи, в сферу сверстников ребенка.
Наряду с рационализацией ребенка, все
большее значение для него приобретают моральные принципы. Все, что
поддерживается всеми в семье, что справедливо, целесообразно, это
считается хорошим для ребенка. Отступление от общепринятых, нравственных
норм поведения – грех – сознается и переживается душой ребенка. Он
бывает недоволен собой, испытывает уныние, скорбь от своих ошибок и
слабостей. Поэтому исполнение религиозных обязанностей на этом этапе
педантично – это и молитвы, и посещение храма. Вместе с тем наблюдается
раздвоенность – воля ребенка зовет к исполнению, а сердце молчит. В
храме ему бывает скучно, он должен что-то делать, например, следить за
свечами, помогать в чем-то прислуживающим в храме или священнику. На
этом этапе возникает опасность появления хитрости, двоедушия. Поэтому
задача родителей – сохранить в ребенке стремление к возвышенному, не
дать увлечься внешними нормами, усвоить лицемерное позирование,
выполнение благочестивых дел напоказ. Родители должны привить детям вкус
ко всему высокому и тонкому в искусствах, сделать религиозный взгляд на
вещи основой его мировоззрения.
Основной объем знаний о вере усваивается именно в этом возрасте, это годы интенсивной учебы. Родители, помните, во втором детстве у ваших детей идет интеллектуальное восприятие духовных начал.
Вам необходимо самим стараться избегать духовной мелочности, сохранять
искренность и глубину веры. В этом вы должны подавать пример своим
детям.
В это время привычки – даже в
религиозной сфере – имеют роковое значение, ослабляя духовное внимание.
Духовное оскудение и обмельчание ребенка во втором детстве (особенно к
9-10 годам) сплошь и рядом остается незамеченным, особенно если родители
требуют одних только внешних религиозных навыков. Очень легко впасть в
иллюзию, думать, что у ребенка все хорошо и благополучно. Между тем уже в
эту пору наступают странные «засухи» в душе, когда не хочется молиться,
под покровом привычных действий (молитва, крестное знамение и т. д.)
происходит отделение их от духовного ядра личности, идет быстрое
распыление и выветривание духовных движений. Внешнее совершение молитвы
лишь усиливает тяжесть положения, иногда бывает заканчивается внезапным
исчезновением религиозных запросов в душе. Сердце перестает быть
руководящей силой и на его место становится близорукая социальная
интуиция, приспособление и подражание.
Духовный интерес перемещается к миру, и
это уже делает невозможным прежний наивный эгоцентризм; дети, конечно,
остаются в какой-то доле эгоцентричными, сосредоточенными на себе, но
для них уже невозможна прежняя бессознательная и наивная
эгоцентричность, – наоборот, во всем проступает стремление
сообразоваться либо с непосредственными житейскими требованиями, либо с
«идеалом» и «моделью», взятыми из сказок, или истории, или окружающей
жизни.
Духовная работа над ребенком в это время
должна быть направлена на то, чтобы удержать прежнюю духовную жизнь в
ее глубине и содержательности. Именно в эти годы душа ребенка особенно
легко воспринимает и то, что можно назвать «религиозным мировоззрением».
Обыкновенно здесь изучают Закон Божий. Но даже тогда, когда школа
прекрасно справляется со своей задачей, на долю семьи остается и в этом
отношении очень большое и существенное участие. Можно навсегда связать в
развитии ума сферу религиозных идей и сферу миросозерцания, но можно
если и не навсегда, то надолго разместить их в разных плоскостях.
Дети типически «послушны» в эти годы.
Однако они уже обладают свободой, еще не сознавая до конца ее смысла, ее
власти, ее объема. Они еще легко допустят в это время угнетение свободы
– но реакция придет в свое время в течение отрочества. (По работам
прот. В. Зеньковского «О религиозном воспитании в семье» и «Проблемы
воспитания в свете христианской антропологии». См.: Рогозянский А. Хочу
или надо?.. С. 154).
В отрочестве (до 16 лет) подросток
отдаляется от семьи, его занимают проблемы пола. Он обнаруживает в себе
неведомые до того чувства и влечения. Происходит замыкание в самом себе,
отчужденность, он ощущает свое одиночество – «дурной субъективизм».
Начинаются поиски своих собственных ориентиров, не таких, как у
родителей. Это период бунтарства, поэтому подросток сближается с такой
же средой сверстников, не принимающих существующих правил. Его мышление
аналогично и отвергает всякие правила и авторитеты. Все становится
важнее семьи, новые силы и чувства преобладают над интеллектом.
Подросток ищет героизма, даже авантюры, склонен к неожиданным поступкам.
Как он считает, в этом проявляется его личность, независимость от
взглядов окружающих.
Внешние формы проявления религиозности, а
порой, и сама религиозность, почти полностью отвергаются. Грех, хоть и
переживается остро, но проникнут пафосом «гибельного восторга».
Задача взрослых – дать ребенку возможность
проявлять свою индивидуальность, не запрещать общение в круге своих
сверстников, но самим приблизиться, создать доброжелательную атмосферу и
постараться стать для него и его товарищей другом. Необходимо сделать
жизнь подростка более спокойной и уравновешенной, направив его в
правильное русло, например, чтобы он занялся каким-либо творчеством,
спортом, или, быть может, стал где-то подрабатывать. Но, непременно, вы
всегда должны быть в курсе его дел. Подростковый кризис протекает не так
бурно, если ребенок уважает родителей, считает их образ жизни достойным
и заслуживающим интереса, тянется к среде взрослых, приходящих в его
дом, потому что они могут помочь подростку разобраться во всем, ответить
на волнующие его вопросы.
В этот период крушения авторитетов
бессмысленно взывать к здравому смыслу, эстетическому чувству и долгу,
каждодневно «пилить» подростка бесконечными увещеваниями и нотациями.
Остается только надеяться, что весь этот сумбур мнений, идеалов и
вкусов, – явление переходящее, основы внутренней культуры личности
(если, конечно, они были заложены вовремя, с самого раннего детства)
пробудятся-таки и дадут о себе знать, оградят его душу от тлетворных
влияний окружающего мира.
Ребенок, с детства приученный к
классической музыке, развивающийся под ее влиянием, не подвергается
искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в
какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее
музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищает душу и
приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.
Ребенок, приученный к хорошей
литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший
истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного
телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от
христианского пути.
Ребенок, который научился видеть красоту
классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным
современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и
тем более порнографии.
Ребенок, который знает кое-что о мировой
истории, и особенно о христианской, о том, как жили люди и мыслили, в
какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую
славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет
правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо
следовать за «учителями» века сего. (Иером. Серафим (Роуз) // Отечник. Вып. 2. Воспитание детей. С. 67).
В юности (это 19–21 год) уже вполне
созревают все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая.
Чувствуется готовность к жизни, но нет еще, в силу возраста, жизненного
опыта. Этот период взросления характеризуется возвышенностью чувств,
особой цельностью, способностями и желанием к творчеству. Но в наше
время романтика юности, к сожалению, заменяется стремлением к легкой
жизни и получению удовольствий. Юноша быстро утрачивает молодой задор,
переключается на себя, даже преждевременно стареет. Если в эти годы не
найдено положительного опыта применения своих сил, то молодые люди часто
идут по пути или распутства, или участия в поп-культуре, бывает,
становятся участниками каких-то бандитских групп.
Задача родителей – всеми силами поддержать
чистоту устремлений юношей, направить их в правильное русло. Именно в
эти годы молодой человек осознает и использует родительский опыт,
семейные традиции, укладность семьи.
Юность, соединяя в себе все предыдущие периоды, постепенно вступает в фазу зрелости.
От второго детства в юность входит внимание
к законам и порядкам внешнего мира, социального и морального, – но это
все полно творческих замыслов о преображении мира. Юность хочет
воздействовать на мир, чтобы творчески в нем проявить себя. Наконец, от
отрочества в юность привходит могучая сила пола, но как бы уже
просветленная, обычно находящая свой объект, в восторженном поклонении
которому расцветают все лучшие силы души.
Личность достигает своего почти уже полного
расцвета, со всем многообразием, которое в ней есть. Юность уже
осознает до конца свое право на свободу, сознает всю ее силу. Порой в
ней действует инерция житейских привычек, вошедших в душу от периода
второго детства
По существу, юность можно
охарактеризовать как религиозный период, но не в смысле содержания
духовной жизни, а в смысле типа его – устремления к Бесконечности. Если
юноша нецерковен, религиозная сила этого горения может оказаться
неузнанной в своем подлинном смысле, и возможно даже, что юность в
горении сердца и чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в
мире.
Социальная слепота приводит к тому, что
юноша может последовать идеям вместо любви к живым людям, фанатически
устранять все, что мешает юношескому радикализму. Необходимо спасти
личность от неверного ее погружения в себя, от фатального ее
обособления. Оцерковление личности – это и есть ее спасение, и это и
есть основная педагогическая проблема. К Церкви нужно вести детей с
раннего детства – хотя процесс оцерковления личности, по существу, может
начаться лишь в юности. Но питание ребенка благодатными силами Церкви
должно начаться раньше, чтобы сердце юноши не оказалось глухим, когда
придет час творческих исканий. (По работе прот. В. Зеньковского
«Проблемы воспитания в свете христианский антропологии». См.:
Рогозянский А. Хочу или надо?.. – С. 158–159).
Чтобы семья была прочной, счастливой,
любящей, дети радовали родителей, дом должен быть построен на прочном
основании – вере. Именно она дает человеку силы преодолевать все
трудности, уныние, отчаяние.
Святитель Григорий Богослов подчеркивает,
что в супружестве человек еще больше привязывается к Богу, потому что
«имеет больше побуждений обращаться к Нему. Кто обязан заботиться о
милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему
нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога» и
воспитывает в этом духе своих детей. |