В праздник Воздвижения Честного и
Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября ст. ст.) в
церквах всегда выносится крест для поклонения верующих, ибо на Кресте
совершилось искупление и спасение людей. До страданий Христовых он был
орудием позора и страшного наказания. После Его страданий стал символом
победы добра над злом, жизни над смертью и напоминанием бесконечной
любви Бога к людям. Иисус Христос Своей кровью освятил крест, сделав его
источником благодати для верующих. Крестным знаменем вода освящается,
крестным знамением злая сила про гоняется и все церковные таинства
совершаются. Вот почему православные христиане так чтут святой Крест. Он
– хранитель, утверждение жизни по заветам Христа.
Этот праздник был установлен Церковью в
воспоминание обретения Креста Господня. Император Константин возымел
желание соорудить храм на Голгофе, где был распят Иисус Христос, поэтому
в 326 году его мать Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест
Господень. Крест был найден, но с ним и два других. Чтобы узнать, какой
из них принадлежал Господу, все три креста поднесли к больной
благочестивой женщине, и тогда была явлена чудодейственная сила Креста
Господня: от прикосновения третьего Креста (два других не возымели
действия) больной чудесно было возвращено здоровье. На обратном пути
было получено еще более чудесное доказательство, что найденный крест
истинно Крест Господень. Так, он был возложен на умершего – и умерший
воскрес от Его прикосновения.
Слава о чудесах от Креста Господня
привлекла к Голгофе множество народа, поэтому, стоя на возвышенном
месте, Патриарх, воздвигая (поднимая) его, показывал всем, и весь народ
восклицал, взывал к Богу: «Господи, помилуй».
Уже в VIII веке Крест Господень был
похищен персами. Пребывание его в Персии сопровождалось многими
знамениями и чудесами. По заключении мира с императором Ираклием Крест
был возвращен из плена 14 сентября. Поэтому в празднике соединились два
воспоминания – об обретении и возвращении Креста Господня. Воспевая силу
Креста и спасение, Церковь призывает христиан целовать крест с радостью
и страхом: «страхом греха ради, яко недостойны суще, радостию же
спасения ради.»
Крест низводится вниз и снова вверх: это
образ горького падения человека в Адаме и превознесения его во Христе от
глубины ада к Царству Божию и от смерти к вечной жизни в Боге. Таков
обряд воздвижения Креста Господня, совершаемый на богослужении в
праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Воздвижение – постный праздник. «Кто не
постит Воздвижению – Кресту Христову, – на того семь грехов
воздвигнутся», – говорят о строгости однодневного поста. Во многих
местностях каждый год в этот праздник совершают крестные ходы, идут даже
малые дети. Так ограждают себя православные от всякого лиха и бед на
целый год.
Раньше по деревенской Руси ставили
придорожные кресты в благодарность за избавление от всякого зла и мора,
болезней. Всем миром шли благочестивые люди, подымали иконы на
Воздвиженьев день и для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.
Молятся «празднику» и о больных, «чтобы Господь воздвиг их с одра
болезни». «С верою помолиться праведному человеку в Воздвиженьев день,
так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет», – говорили в
народе.
В этот день воздвигаются две силы: правда и
кривда, «свято» и «несвято». Дрожит, колеблется земля, но воздвигается
из нее Святой Крест, и вся земля начинает сиять, как солнце, от его
живительных лучей. Так повествуется в старинном народном сказании.
Вот какое чудо было явлено под праздник
Воздвижения Честного и Животворящего Креста в Греции во время
насильственного введения властями Григорианского календаря, который не
согласуется с православной канонической Пасхалией, но подходит для
бизнеса, торговли на бирже и другой мирской, светской деятельности.
Многие отказались принять эти антицерковные новшества и подвергались
тюремным заключениям и преследованиям. Некоторые – начали смущаться и
колебаться. В такое тревожное и опасное время, да еще в такой праздник,
Всемилостивый Господь послал знамение всем православным христианам в
утешение и укрепление веры, а также для обличения беззакония
антицерковных сил.
В 1925 году, в канун праздника
Воздвижения Всечестного и Животворящего Креста нашего Спасителя, 14
сентября согласно православному церковному календарю, в храме св. Иоанна
Богослова в окрестностях Афин совершалось всенощное бдение. Около 9
часов вечера возле церкви на богослужении собралось более двух тысяч
православных верующих, поскольку светские власти оставили открытыми
очень немного подлинно православных храмов. Чуть позже в церковном дворе
появился полицейский батальон, направленный «для предотвращения
беспорядков». Не рискуя арестовать священника, полицейские
присоединились к толпе богомольцев.
В 11 часов 30 минут над церковью в
северо-восточном направлении в небесах стал появляться яркий, сияющий
световой Крест. Этот свет не только осветил церковь и верующих; в его
лучах звезды на чистом безоблачном небе потускнели, а церковный двор
наполнился почти осязаемым светом. Контур самого Креста вырисовывался
особенно интенсивным свечением и был четко видим как византийский крест с
перекладиной внизу. Чудесное небесное явление продолжалось полчаса, до
полуночи, затем Крест начал медленно подниматься вертикально вверх,
подобно тому, как поднимается Крест в священнических руках во время
совершения чина Воздвижения Креста в храме. Поднявшись высоко вверх,
Крест начал постепенно исчезать.
Человеческий язык не в силах выразить,
что творилось во время этого чудесного явления. Вся толпа в слезах
поверглась на землю и начала вслух молиться, славя Господа «едиными усты
и единым сердцем». Полицейские были среди тех, кто рыдал, внезапно
обнаружив в глубине своего сердца детскую веру. Позднее они под присягой
засвидетельствовали увиденное. Толпа богомольцев и полицейский батальон
превратились в одно, единое стадо верующих. Всенощная продолжалась до 4
часов утра, а затем этот человеческий поток устремился в город, неся с
собой весть о чуде.(«Православная жизнь». Март-апрель 1972 г.; См. Собеседник православных христиан. С. 78–79).
|