Все указанные ранее стороны имели место в советский
период. После перестройки появились новые явления, еще более искажающие
старый уклад жизни.
Одной из самых важных черт современной жизни
является отсутствие какой-либо государственной или хотя бы
общепризнанной идеологии. Попытки преподавать христианское мировоззрение
после долгого периода безбожия часто воспринимаются как попытки попов
затащить в храмы побольше людей, чтобы набить себе карманы. Вернуться к
коммунистической идеологии уже не представляется возможным после всего
того, что нам рассказывается о зверствах большевиков.
Но воспитание без идеологии практически немыслимо.
Можно даже сказать, что идеология — это и есть система воспитания (как
взрослых, так и детей). Идеология предполагает наличие идеалов (героев,
примеров из жизни, достойных подражания), норм морали (что такое хорошо и
что такое плохо) и иерархии ценностей (например, общественные интересы
выше личных). Идеология как система воспитания может быть и
христианской, если государство начнет воспитывать подрастающее поколение
на примере христианских мучеников и подвижников, возьмет заповеди Божии
в качестве моральных норм и будет ориентироваться на христианскую
иерархию ценностей (например, «Ищите прежде всего Царствия Божия, и
остальное приложится вам»).
Пусть вы еще не готовы к тому, чтобы полностью
придерживаться христианского образа жизни и воспитывать детей на примере
православных святых. Но мне хотелось бы, чтобы все сидящие здесь в
классе запомнили, что если в вашей семье не будет никакой идеологической
установки, то берегитесь. Дерево растет стройным, если тянется к
солнцу. Лишите его источника света, и оно будет уродливым. Душа ребенка
требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не
будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он
будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально
окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными.
Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы — вот что
может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.
Любой яркий образ оставляет в душе ребенка глубокий
след. Если вы позволяете смотреть по телевизору все подряд, то до беды
недалеко. Ребенок все впитывает, особенно он запоминает поведение
взрослых и подражает им. Если ребенок видит в рекламе по телевизору, как
компания здоровых мужиков прыгает от радости, когда на них с неба
падает ящик пива, то он запомнит, что при слове «пиво» надо прыгать и
радоваться. Если ребенок видит по телевизору, как здоровые мужики
таращат глаза на проходящую мимо мини-юбку и с видом знатоков
перемигиваются, то он будет разглядывать ноги у своих одноклассниц в
школе и перемигиваться со своими друзьями. Это будет нормой его
поведения.
Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство
родителей считают, что ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть
ребенок знает все! А то вырастет в тепличных условиях, выйдет в жизнь,
встретится с правдой жизни и не выдержит свалившиеся на него испытания».
Или другой человек спорил со мной и говорил: «Ну, запрещу я ему
смотреть телевизор, а он придет к друзьям и будет там смотреть, открыв
рот, то, что дома не разрешают. Лучше уж пусть дома все смотрит, зато
будем знать, что с ним творится. А запретный плод — он всегда сладок!»
По поводу таких рассуждений нужно отметить три
момента. Во-первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах. Как
мне сказал один иеромонах, задача воспитания в том, чтобы развить у
ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Чтобы
ребенку самому неприятно было смотреть плохой фильм. Во-вторых, чтобы
ребенок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, от которого он
будет все отсчитывать, с которым он будет сравнивать. Поэтому очень
важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался только из чистых
источников. Например, если такие шедевры советской мультипликации, как
«Аленький цветочек», «Буратино», «Царевна-лягушка», «Конек-горбунок»,
снятые в 40-60-х годах, будут окружать ребенка, то современный
мультфильм с драками и мордобоем ребенок явно оценит как плохой и сам не
захочет его смотреть. В одной семье мы видели, как дети сразу зовут
родителей, когда видят на экране что-то современно-напористое,
непривычное для них. Они сразу чувствуют, что сейчас будет какая-то
жестокость, и просят родителей быстрее выключить телевизор.
Я не боюсь, что мой ребенок при этом вырастет
изнеженным созданием, выросшим в тепличных условиях. Все как раз
наоборот: лишь оберегая ребенка от фильмов, разрушающих его психику,
можно вырастить его сильным. Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что
оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно
легко раздавить, переломить, вырвать из земли или, наконец, искривить,
чтобы оно росло криво. Но пройдет лет 10–15, и его уже не переломишь.
Так же и душа человеческая. Если душа всегда стремилась к Небу, то
человек будет жить честно и просто. Если душа человеческая еще в детстве
была надломлена грехами, то след от этого тоже будет на всю жизнь. Так
что если «закалять» душу и нервную систему ребенка видом крови и
убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде
настоящей боли она не будет замечена. И если вдруг родителям будет
плохо, то сердце их любимого «закаленного» чада будет молчать, и ни
капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдется.
Воспитание предполагает создание у человека
определенной иерархии ценностей. Без этой иерархии невозможно оценивать
ситуацию и принимать решение. Например, журналисту предлагают написать
лживую статью за приличное вознаграждение. Если в его иерархии ценностей
совесть на первом месте, он легко отказывается от предложения. Это
нормальный, честный человек. Если у него на первом месте деньги, он
легко соглашается. Это откровенный негодяй. А если у человека нет
никаких принципов? Это будет совершенно беспринципный и потому очень
опасный человек. Он в каком-то смысле хуже откровенного негодяя, так как
не знаешь, чего от него ожидать.
Один современный богослов говорил примерно так. Не
давать ребенку никакой морали — это то же, что не учить человека языку.
Есть родители, которые говорят: «Я не хочу делать за ребенка выбор,
пусть вырастет и сам выберет веру». Но тогда пусть эти родители будут
последовательными и не выбирают языка для своего ребенка, пусть он
вырастет и сам выберет, на каком ему языке говорить: на французском,
английском или китайском. «Нет-нет, что вы, а то он недоразвитым
вырастет. Как это, языку не учить?!» — возмутятся родители. А не давая
ребенку никакой веры, мы растим его нравственно недоразвитым. В то
время, когда в его душе должны формироваться нормы поведения и
представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, родители решили
промолчать об этом.
Если в советское время идеологией занималась школа,
то современная система образования занимается теперь только голой
информацией, суммой знаний. «Знание — сила» — глубоко ложный лозунг.
Важен не только сам факт, но и его оценка. А чтобы что-то оценить, нужна
шкала, точка отсчета, количество знаний здесь ничем не поможет. Нужна
система ценностей: что такое хорошо и что такое плохо.
Постепенно происходит подмена ценностей:
профессионализм ценится выше, чем порядочность, доброта, честность.
Новое поколение гонится за профессионализмом, но это страшно. Счастье
человека на 90 %, если не больше, зависит от его семьи, от того, как он
сможет устроить свой дом, какая там будет обстановка. Современные
родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что
устраивают его в престижный вуз. А не лучше ли воспитать скромного,
трудолюбивого человека, который будет крепко стоять на ногах даже во
время катаклизмов? Профессионализм не дает счастья. Многие люди,
добившиеся замечательных успехов в работе, но не сохранившие из-за этого
свою семью, в 40–45 лет вдруг встают перед довольно страшным вопросом: а
зачем мне все это нужно? Кому от этого стало лучше?
И мне хочется отметить еще одно последствие того,
что мы не имеем никакой идеологии. Это присутствие целенаправленного
развращения молодого поколения. О том, почему это страшно для каждого
человека, мне кажется, уже много говорилось. Развращенный ребенок
никогда не станет хорошим гражданином. Ребенок еще не умеет справляться с
сильными впечатлениями и зарождающимися страстями. А сейчас, после
перестройки, на ребенка с самого детства идет натиск со стороны целой
индустрии развлечений и лакомств, а в более старшем возрасте —
сексуальное развращение. Пока эта индустрия будет действовать,
невозможно надеяться на воспитание хорошего поколения. Милые дети, когда
вы вырастете, сделайте все, чтобы в нашей стране ваших детей никто не
мог развращать.
|