Фантазирование (объект «магазин») (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:49
Цели: активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарно-денежных
отношениях.
1. «Отгадайка».
Приходит Игрушка с опозданием.
В.: Что случилось? Почему ты опоздала?
И.: Задержалась...
В.: А где ты была, что так задержалась?
И.: Попробуйте сами отгадать!
Дети задают разные вопросы, отгадка «была в магазине». После чего проводится краткое обсуждение, по
каким причинам можно было задержаться
в магазине.
2.Противоречия в объекте «магазин».
В.: Да, лучше, наверное, в магазин не ходить, там столько всяких неприятностей может быть...
И.: Лучше, чтоб вообще магазинов не было!
В.: Как же
без магазинов?
И.: Легко и просто! Все, что предназначено для еды, можно самим выращивать на огороде. Кроме того, люди сами могут шить себе одежду, делать мебель...
В.: Но ведь есть много вещей, которые люди самостоятельно не смогут сделать: телевизор, машину, холодильник... (Дети дополняют.)
И.: Такими вещами можно меняться. У всех есть много друзей: мы им будем давать то, что не надо нам, а они — нам!
В.: Ребята, а как по-вашему, нужны магазины или нет? Лучше или хуже
будет, если магазинов не станет?
В конце вывод по схеме: «В магазине есть и плохое и хорошее. Хорошо то, что ..., плохо то, что ...».
3.Обсуждение: какие бывают магазины?
Примерныевопросыкбеседе:
Какие магазины дети знают?
Зачем нужны специализированные и универсальные магазины?
Если были бы только специализированные магазины: что в этом хорошего, что плохого?
Если были бы
только универсальные магазины: что в этом хорошего,
что плохого?
Фантазирование: придумаем специализированный магазин, которого еще не было. Например: «Все для
бабушек», или «Все для ленивых»,
или «Все для любителей ходить по лужам». Что могло бы продаваться в этих магазинах?
4.Игра на внимание.
В.: В
магазине есть покупатели, которые хотят что-то купить, им что-то надо, т. е. они как бы говорят: «Дай!», а продавцы,
которые что-то продают, отдают, как бы говорят: «На!»
Правила игры: на слово «покупатель» дети показывают жест «Дай!», на слово «продавец» — жест «На!».
Воспитатель может использовать и другие слова с тем же значением: «купить», «попросить», «взять»,
«продать», «отдать», «предложить» и др.
5.Обсуждение «Зачем нужны деньги?»
Обсуждениеповопросам:
Зачем нужны
деньги?
Почему нельзя, чтобы было все бесплатно: приходи и бери кому сколько надо?
Фантазирование: вместо денег возможны другие способы оплаты. Например, «камешками» или «улыбками». Что в этом хорошего, что плохого?
6.Практическая работа.
Придумать и нарисовать «детские» деньги.
Желательно провести обсуждение, что можно было бы покупать на эти деньги в детском саду, и организовать экономическую игру с использованием «детских» денег.
7.Подведение итогов.
Упражнение «Знакомство»
Воспитатель приносит какую-нибудь незнакомую игрушку и предлагает детям с ней «познакомиться»,
задавая как можно больше
разных вопросов (на которые сам отвечает).
Желательно
упражнение повторить 2-3 раза, фиксируя каждый
раз количество вопросов.