Дидактические задачи.
Учить детей слушать поэтический текст.
Воспитывать эстетические эмоции и переживания. Закреплять знания о месяцах
каждого времени года и основных признаках разных времен года.
Воспитывать
уважение к поэту (перед чтением стихотворений обязательно называть поэта,
сказать о нем несколько слов — как бы организовать встречу детей с поэтом).
О р г а н и з
а ц и я детей.
Должна быть создана обстановка
общения, сопереживания, возможности о чем-то спросить, сказать, вспомнить.
Такую игру можно проводить в разное время: в утренние часы, вечерние, в
группе, на экскурсии или прогулке, во время отдыха и т. д.
Ход игры
Воспитатель,
обращаясь к детям, говорит, что писатели — поэты в стихотворениях воспевают
красоту природы в разное время года, жизнь и труд людей и многое другое. Поэт
пишет стихотворение не только для себя, он стремится порадовать и других, привлечь
их внимание к тому, что, например, происходит в разное время года.
«Я буду читать стихотворение (лучше всего наизусть или по карточке),
а вы послушайте. Читать буду два раза. Первый раз — вы как будто встречаетесь с
писателем, знакомитесь с тем, о чем он написал. А когда буду читать второй раз,
вы слушайте и думайте, о каком времени года писал поэт. Как будто он
спрашивает: «Какое это время года? Что вы о нем узнали? Что запомнилось и что
понравилось?»
Это и будет игра-загадка, разговор с писателем и друг с другом».
После чтения
должен быть именно разговор, обмен мыслями, высказывание отношения. В. А.
Сухомлинский высоко ценил минуты, когда детская мысль просится в слово, но не
сразу находит яркое, красочное, верное и точное слово. Будить мысль и облекать
ее в слово, сочетать с переживанием и составляет особенность умной игры.
Торопить детей не надо, чтобы не спугнуть поиск мысли и слова и не превратить
игру в занятие. Начинает «отгадывать» воспитатель, используя текст стихотворения.
Ее примеру следуют дети.
Примечание. Использование
примерных поэтических отрывков может быть различным: подобрать стихотворения
об одном времени года или о разных и сравнить их особенности.
Во втором
случае не следует сразу читать все стихи об одном времени года: важно
побудить детей внимательно слушать и говорить, по каким признакам (словам)
можно узнать, о каком времени года писал поэт. Достаточно, если дети выделят
1—2 признака: пространное толкование может угасить непосредственность живого
эстетического переживания.
Опыт
проведения игры с детьми показывает, что их интерес постепенно расширяется и
углубляется. Они просят загадать загадку по труднее. Многие дети по ходу игры
заучивают стихотворение. Это и составляет первый росток интереса к
поэтическому слову.
Приложение. Примерные
поэтические тексты.
Зима
Идет
волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла
волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла
пухлой пеленой.
Блеснул мороз.
- И рады
мы
Проказам матушки зимы.
А. Пушкин
Здравствуй,
гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть
раздолье у нас
Где угодно гуляй;
Строй
мосты по рекам
И ковры расстилай...
И. Никитин
Белый снег
пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро
снегом
Поле
забелело.
Точно пеленою
Все его одело...
Стали дни
коротки.
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
И. Суриков
Вот моя
деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках