Во многих подвижных играх
есть водящий: в одной игре это медведь, в другой — коршун, в третьей —
челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают
по считалке.
Дети очень любят шутливые,
веселые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг,
в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину,
громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!
Или:
Шелбаран
По крутым горам.
Вырвалтравку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет!
Тот, кто произносит
считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к
играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот
становится водящим.
Если участников игры
немного, то считаются по-другому: произносят считалку, и на кого падает
последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не
останется один играющий. Он должен водить — ловить мяч, догонять и салить
убегающих, быть коршуном или наседкой.
Некоторые считалки
содержат вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчета, например:
Ехал мужик по дороге,
Сколько гвоздей, говори поскорей,
Сломал колесо на
пороге.Не задумывайся!
На кого пали слова: «Не
задумывайся!», тот должен ответить, сколько нужно гвоздей, но большие числа
лучше не называть, иначе придется долго считаться.
Если в игре выбираются
двое водящих, например в «Мышке и кошке», то сначала по считалке выбирают
мышку, затем считаются еще раз и выбирают кошку.
От водящего, его
активности, изобретательности зависит успех игры, поэтому не всегда
целесообразно выбирать водящего с помощьюсчиталки. Втакихиграх,гдерольводящегоособенно
трудна, как, например,
«Коршун и наседка», его лучше назначать или предложить выбрать участникам игры,
заранее подсказав, какими качествами он должен обладать (хорошо бегать, быстро
ориентироваться в обстановке,бытьнаблюдательным,метким).
Часто в играх все
участники делятся на две группы, и нужно решить, какой из них начинать игру. В
таком случае два игрока, по одному из каждой группы, меряются на палке
(«конаются»). Для этого подбирают палку длиной 40—50 см, один из играющих берет
ее за конец, другой, плотно прижимая свою руку к руке товарища, захватывает ее
выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т. д. Какой игрок
захватит конец палки, тот выигрывает для своей группы право начать игру.
Есть и более простой
способ выбора очередности — угадывание. В какой руке лежит предмет? Какой из
двух концов платка с узелком? Которая из двух палочек (или соломинок),
выставленных одним концом, длиннее, которая короче? Так можно выбрать водящих
или решить, какой группе первой начать игру.
ты куда? на базар, ты
зачем? за овсом! ты кому? я коню! тыкакому? вороному!
Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки
Ела —
Намвелела.
А мы
Шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
Ходит свинка
По бору,
Рветтраву-мураву.
Она рвет,
И берет,
И в корзиночку кладет.
Этот выйдет,
Вон пойдет.
Шлакукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети
И кричали:
«Кук! Мак!»
Убирай
Один кулак!
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапоткиплела
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!
Шлакукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи — Тебе водить!
Под мельницей,
Подвертельницей
Подралися два ерша
Вот и сказка вся!
Тара-бара,
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить.
Тебе водить!
Кукушечка-Горюшечка
Плетеньплела,
Детейвела.
Детишли,
До конца дошли,
Доконца дошли,
Обратнопошли. Кук!
Аты-баты,
Шли солдаты,
Аты-баты,
На базар,
Аты-баты,
Что купили?
Аты-баты,
Самовар!
Первинчики,
Другинчики,
Летелиголубенчики
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Здесь яблоки, орешки,
Медок, сахарок,
Поди вон
В уголок!
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеялагорох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серыйбок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схоронитьсязахотел.
Кто его поймает, тот и
водит.
Тили-тели,
На лавочке сидели —
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник,
Портной.
А ты кто такой?
Инцы-брынцы,
Балалайка!
Инцы-брынцы,
Поиграй-ка!
Инцы-брынцы,
Не хочу!
Инцы-брынцы.
Вон пойду!
Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
По дорожке Дарья шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок маленький,
Ниткиаленьки,
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,-
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку взяла,
Потянула,порвала.
За морями, за горами,
Зажелезными столбами
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
Комарики-мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут по дорожке...
Близко ночь,
Улетайте прочь.
Трух-тух, Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит.
Кто услышит,
Тот бежит.
Летелакукушечкамимосада,
Поклевала всю рассаду
И кричала:«Ку-ку-мак,
Раскрывай один кулак».
Погляди на небо,
Звездыгорят,
Журавликричат:
— Гу-гу! Убегу!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь.
По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком.
Заинька, не беги —
Вот тебе сапоги,
Вот тебе поясок,
Не спеши в лесок.
Иди к нам в хоровод
Веселить народ.
— Тили-тели,—
Птичкипели,
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить!
Кто не вьет, тому водить!
Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь,
И не в пшеницу,
А до самой
Достолицы.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
Ужкакшлалисапотропке.
Нашла грамоту в охлопке,
Она села на пенек
И читала весь денек.
Еду-еду
К бабке, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму!
Бух!
Раз,два,три,четыре,пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика
Стреляет.
Пиф! Паф! Не попал,
Серый зайчик
Убежал!
СГОВОРКИ
Кто играет,
Будет уж.
Кто не хочет
Быть ужом,
Выходи
Из круга вон!
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет
По полям.
Тут и там!
Тут и там!
Где проскачет он —
Выходи
Из круга вон!
Петушок,петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз,два,три,четыре,пять...
Невозможнососчитать!
Есть подвижные игры, где
все играющие делятся на группы, команды. В таких играх вначале выбирают или
назначают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков
поровну,чтобыникомунебылообидно,помогаютскороговорки.
Играющие делятся на пары,
отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один,
например, называет себя «сорокой», а. другой — «змеем-горынычем». Можно придумать
смешные клички, например «Степан-великан», «усатый таракан». Сговариваться надо
тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те
выберут, чаще в форме рифмовки, например:
Из ведра ерша
Или из корзины ежа?
Чтобы ведущие одновременно
не назвали одного и того же игрока, они договариваются, кто первым будет выбирать
и в какой паре: один выбирает в первой паре, другой — во второй. Сговорки
бывают разные.Приведем примеры.