Классификация животного мира (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 21:02
Цели:
систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание.
Оборудование:
карточки с рисунками, «пятиэкранка».
1. Упражнение
на выделение существенных признаков.
Приходит
Игрушка.
И.: Ребята, я
совсем запуталась, кто такие птицы, а кто такие рыбы и
звери. Я раньше думала, что птицы - это те, которые летают, а вот курица не
летает, а она птица. Бывают летучие мыши, но они
относятся к зверям... Я думала, что рыбы -
это те, кто плавает, но плавают и утки, и крокодилы, и бобры, и даже я сама
умею плавать...
В.: Не
волнуйся, Игрушка, мы тебе поможем разобраться. Давай
посмотрим на всех этих животных на «пятиэкранке».
На наборное полотно —
«пятиэкранку» — воспитатель поочередно помещает изображения птиц, рыб, зверей
и анализирует подсистемы (части, которыми
данные существа отличаются от
других), надсистемы (преимущественная среда обитания), прошлое (как появляются на свет), будущее (что происходит потом).
Желательно в «центральный экран»
помещать 2—3 карточки с изображением
животных (например, щука и камбала, лебедь
и орел, белка и медведь), чтобы при анализе дети называли признаки, общие для всего данного класса, а не
конкретного вида.
В конце делается вывод: птицы —
это те, кто летает, появляется из яиц, имеет
клюв, крылья, тело, покрытое перьями; рыбы — это те, кто плавает, живет
в воде, появляется из икры, имеет чешую, жабры, не имеет ног; звери — живут на
земле, могут уметь плавать и летать,
появляются из «животика» мамы и вскармливаются молоком, тело покрыто
кожей (чаще — мехом), имеют четыре лапы.
Данное определение не является строгим,
в него может вноситься множество исключений, особенно если рассматривать по одному признаку. Главное,
что дети должны понять, что определяющим является не один какой-то признак, а их совокупность.
Желательно
обсудить, что общего есть у всех классов (чем рыбы,
птицы и звери похожи), почему их всех можно назвать одним словом
— «животные» (потому что они все «живут»: рождаются,
питаются, дышат, размножаются, умирают).
2.Игра «Летает — не летает».
Воспитатель
называет разных живых существ, если оно летает,
имитируются соответствующие движения. Игра проводится в быстром темпе
на выбывание. Затем проводятся аналогичные игры «Плавает — не плавает»,
«Ползает — не ползает».
3.Упражнение «Четвертый лишний».
Воспитатель
называет четыре слова, среди них одно лишнее. Надо его найти и объяснить свой
выбор.
Примечание: возможно
несколько разных вариантов исключения, если
дети могут их обосновать.
4.Игра «Да-нетка».
Воспитатель
загадывает животное, дети при помощи вопросов должны
его отгадать.
5.Практическая работа.
Нарисовать
(или вылепить) фантастическое животное «чудо-юдо-рыба-птица-зверь»,
которое должно обладать соответствующими
признаками.
6.Подведение итогов.
Упражнение «Знатоки»
Нужно называть как можно больше
видов различных классов животного мира:
домашние животные, дикие животные; животные, обитающие в Беларуси; северные,
южные животные; рогатые животные, рыбы, домашние птицы, перелетные
птицы, змеи, насекомые и т. д.