Задачи по
образовательным областям:
Коммуникация:
Расширять и активизировать
словарь детей по теме.
Упражнять в
словообразовании при помощи суффикса - ниц, - ник, и со значением вместилища,
хранилища.
Упражнять в образование
сложных слов;
Упражнять в употреблении
существительных во множественном числе в В. падеже; в Р. падеже; в. Тв. Падеже.
Познание:
закреплять знание
различных видов посуды, материала из которого посуда изготовлена
Учить бережному отношению
к посуде.
Развивать высшие
психические функции: внимание, мышление, память.
Оборудование:
предметные картинки с изображением посуды;
картина магазина; схема
образования существительных в Р.п. ед.ч. с предлогом ИЗ; части чайника.
I. Организационный момент:
- Дети, пожалуйста, встаньте.
- Знаете ли вы сказку о бабушке Федоре?
- Какое горе случилось у Федоры? (От нее убежала посуда).
- Почему посуда убежала от бабушки Федоры?
- Хотела она попить чаю. Ой - ой. Разбился чайник.
(Детям даются части от
разрезанной картинки «Чайник», называется каждая из них: «Это дно, это стенки, это носик, это ручка, а это
крышка».)
- Дети, соберите чайник из частей. (Дети собирают чайник на
фланелеграфе.)
- А теперь, каждый из вас пусть покажет и назовет ту часть,
которую он положил на место (дно, стенку, крышку, носик или ручку)
- Молодцы, теперь все в порядке. Федора сможет попить чаю.
- Скажите, можно ли так обращаться с посудой, как бабушка
Федора: бить ее, не мыть?
- А как надо обращаться с посудой? (Надо обращаться аккуратно,
бережно, чтобы посуда не билась и не убегала из дома.)
- А теперь скажите, о чем же сегодня на занятии пойдет речь? (О
посуде.)
- Правильно, о посуде.
II.
Отработка темы «Посуда».
1) Виды
посуды (беседа по предметным
картинкам на доске)
- Какие виды посуды вы знаете? Расскажите об этом Федоре. (Посуда бывает чайная, столовая, кофейная,
кухонная, столовые приборы).
- Что относится к кухонной посуде?
- Что к кофейной посуде?
- Что к чайной?
- Что относится к столовой посуде?
- А какие вы знаете столовые приборы? Перечислите их.
2) Д/и «Где что хранится?»
(словообразование существительных при помощи суффикса - ник
- и - ниц -)
а) сахар - в сахарнице;
суп - в супнице;
салат - в салатнице;
перец - в перечнице;
хлеб - в хлебнице;
конфеты - в
конфетнице.
- Какая часть слова помогла образовать название хранилища? (часть - ниц -).
б) чай - в чайнике;
молоко - в молочнике;
соус - в соуснике;
кофе - в кофейнике.
- Дети, какая же часть
слова помогла образовать название хранилища? (часть - ник -).
- А теперь подарим каждой части (- ник - и - ниц -) картинки.
(Дети дарят каждой части соответствующие картинки с изображением посуды.)
3) Д/и «Из
чего делают посуду?» (Детям раздаются
предметы посуды на картинках: из глины, из фарфора, из железа, из чугуна, из
стекла, из хрусталя).
- Дети, поднимите посуду из глины. Какая это посуда? (глиняная)
- Дети, поднимите посуду из фарфора. Какая это посуда? {фарфоровая)
- А теперь поднимите, у кого посуда из железа. Какая это посуда?
(железная)
- Поднимите посуду из чугуна. Какая это посуда? (чугунная)
- У кого из вас посуда из стекла? Какая она? (стеклянная)
- Поднимите посуду, у кого она из глины. Как она называется? (глиняная)
- Ребята, а как называется посуда, покрытая эмалью? (эмалированная)
- Давайте «уложим» это слово на ладошки (разделим на слоги).
4) Д/и
«Посчитай»
- Ребята, давайте поможем Федоре посчитать ее посуду: сколько у
нее фарфоровых солонок и железных кастрюль. (Считаем с числительными: один,
два, три, четыре, пять. Например: одна
железная кастрюля, две железные кастрюли,
три железные кастрюли, четыре железные кастрюли, пять железных кастрюль).
- Молодцы! Федора вам очень благодарна.
III. Физкультминутка.
И бежит, бренчит Дети прыгают.
Руки согнуты в локтях
Стучит сковорода: и вытянуты вперед, пальцы
- Вы куда? Куда? Куда? переплетены, ладони повернуты
к себе
Куда? Куда? («сковорода»).
А за нею вилки, Правой рукой
изображают вилку:
Рюмки да бутылки, большой палец и
мизинец скреплены и Чашки да ложки, прижаты к ладони, остальные
Скачут по дорожке выставлены вперед.
Сжатые
кулачки ставят один на другой.
Дети делают
упражнение «ковшик». Подскакивают
на месте.
IV. Закрепление темы.
I) Ответьте на вопрос Федоры предложением: - Зачем
нужна ложка? (Ложка нужна, чтобы есть
суп.)
- Зачем нужна тарелка?
- Зачем нужна сковорода?
- Зачем нужна вилка?
- Зачем нужна чашка?
- Зачем нужна кастрюля?
- Зачем нужен чайник?
- Зачем нужна солонка?
- Зачем нужна масленка?
2) Д/и
«Найди слова»
- Ребята, помогите бабушке Федоре найти 2 слова, которые
спрятались в названиях бытовой техники: Например:
- Почему самовар назвали так? (потому что сам варит)
- Мясорубка (мясо рубить)
- Кофемолка (кофе молоть)
- Соковыжималка (сок выжимать)
3) Д/и
«Откуда берем продукты?» (образование
существительных в Р.п. в ед.ч.):
- Дети, по схеме объясните бабушке Федоре, откуда мы берем продукты (на
доске схема):
картинка продукта схема действия схема предлога ИЗ
(суп, мясо, кофе, чай,
вода) (=) ( )
Картинка посуды
(кастрюля,
сковорода,
чашка, чайник, ведро)
- Ребята, какое слово
помогло объяснить, откуда брали посуду? Бабушка Федора его не знает (маленькое
слово ИЗ).
4) Д/и «Где мы покупаем посуду?» (образование существительных во мн.ч. в В.п., Тв. п,
Р.п.) (На доске - картинка магазина)
- Дети, помогите бабе Федоре ответить на
вопросы:
Вижу в магазине что?
(кастрюли, сахарницы, тарелки, чашки и т.д.)
Любуюсь в магазине чем?
(стаканами, чайниками, ложками, вилками и т.д.)
Чего много в нашем
магазине? (много чашек, тарелок, чайников, масленок и т.д.)
- Молодцы, ребята! Федора очень довольна вашими ответами.
- Дети, где же мы были? (в магазине)
- Что там видели? (посуду)
- Для чего нужна посуда? (Чтобы принимать пищу)
- Как же нужно обращаться с посудой? (аккуратно, бережно, мыть
ее)
- Правильно. Теперь вы знаете названия посуды, знаете, как с
ней обращаться, и поэтому с вами, никогда не случится такая беда, которая
произошла с бабушкой Федорой.
V. Итог занятия.
Загадывание загадок о посуде:
* Из горячего колодца * Сама
не ем,
Через
нос А кормлю людей.
Водица льется.
(Ложка) (Чайник)
* Железную толстушку * Меня за ручку
ты возьмешь
Схватили за ушки, Чайку
горячего попьешь.
На плиту поставили, (Чашка)
Щи варить заставили.
(Кастрюля)
* Бываю глубокой и мелкой,
А зовут меня ...
(Тарелкой)
- Молодцы, ребята. И я, и бабушка Федора очень
довольны вашими знаниями о посуде. За это вы получаете призы.
VI. Оценка деятельности детей. |