Цели
Образовательные
• Учить детей подбирать однокоренные слова к заданному
слову; учить понимать слова с переносным значением.
• Развивать умение составлять предложения с заданным количеством
слов на предложенную тему и выкладывать схему предложений.
Воспитательные
• Учить произносить фразы или предложения с разной интонацией.
Развивающие
• Учить пересказывать литературный текст с применением образных
выражений.
• Развивать умение внимательно выслушивать своих собеседников.
Материалы для занятия
• Картины и фотоиллюстрации с изображениями весенней
природы.
• Прямоугольники для выкладывания схемы предложения —
раздаточный материал для каждого ребенка и для работы на фланелеграфе или
магнитной доске.
Ход занятия
Часть 1 Введение
Воспитатель:
— Ребята, я хочу задать вам вопрос, он будет в стихах:
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня.
(Весна)
А вот послушайте еще:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой — улей — пчела
Первый мёд понесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)
В этих загадках отражены все основные приметы весны.
Давайте их еще раз перечислим.
Часть 2 Словарная работа
Воспитатель:
— Верно, весной тает снег, бегут ручьи. Задумайтесь над
этой фразой. Почему говорят «бегут ручьи»? Бежать может человек, лошадь,
гепард, страус, другие животные. Бегут те, у кого есть ноги. У ручейка нет ног.
Почему же про него говорят «бежит»? Правильно, потому что вода в ручейке быстро
течет. В этом случае слово «бежит» применяется в переносном значении. С ним
фраза звучит очень выразительно, образно.
Вспомните, когда еще слово «бежит» применяется в переносном
значении. Что имеют в виду, когда говорят «время бежит»? Правильно, это
значит, что время проходит незаметно, очень быстро.
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Что означают эти
слова?». Тот, кто быстрее и правильнее других ответит на вопрос, получает
фишку. Чтобы ответы не прозвучали хором, поднимайте руку как знак готовности
ответа.
Воспитатель предлагает детям истолковать фразы: «лес проснулся»,
«птичья песня льется», «дружная весна», «злая зима», «озорной ветер».
Воспитатель:
— А теперь я предлагаю вам вспомнить или придумать «весенние»
слова, созвучные слову «весна» (весна — весенний — веснянка — веснушки —
вешний).
Первая примета весны — яркое, теплое солнце. Назовите слова,
созвучные слову «солнце» (солнце — солнышко — солнечный — подсолнух).
В марте начинает таять снег. Сначала тает снег на улицах
города и на открытых местах — в поле, на лугу, снег в лесу будет лежать еще в
мае. Давайте назовем слова, созвучные слову «снег» (снег — снежинка — снежный —
снежок — подснежник).
Часть 3 Составление предложений
Воспитатель:
— Продолжим нашу работу на весеннюю тему. Я предлагаю вам
составить предложения о весне, о ее приходе в наш город.
Воспитатель предлагает составить предложения из 2, 3, 4-х
слов. Интересные и правильно составленные предложения отмечаются фишками.
Затем воспитатель называет свои предложения и дает
задание детям: определить, сколько слов содержит каждое предложение. Один из
детей выкладывает схему предложения на фланелеграфе или магнитной доске,
остальные делают это за своими рабочими столами. Каждое слово изображается
прямоугольником, предлоги — короткими прямоугольниками.
Прямоугольник для обозначения слов в предложении.
Короткий прямоугольник для обозначения предлогов
Так обозначается первое слово предложения, которое
пишется с большой буквы
Часть 4 Минутка отдыха и релаксации
Воспитатель:
— Я предлагаю вам немного поиграть и представить себя
героем моего небольшого рассказа. А называется рассказ «Сугроб». Представьте
себе, что каждый из вас — большой снежный сугроб, выросший за зиму на лесной
полянке. Он спокойно и важно лежит, думая, что поселился в лесу навечно. Но вот
пришла весна, пригрело солнышко. Сугроб стал оседать под жаркими солнечными
лучами. С каждым днем он становился все меньше и меньше. А от сугроба во все
стороны разбежались ручейки. Сначала они были маленькими, узенькими. Но солнце
пригревало все сильнее, сугроб таял все больше и больше, а ручейки бежали все
быстрее. Постарайтесь показать эти веселые ручейки. У каждого из них свое
дело, своя забота. Ручеек-Миша, куда ты бежишь? Ручеек-Света, а куда лежит твой
путь? У кого из вас ручеек самый быстрый? А самый веселый? А самый деловитый? А
самый озорной?
Часть 5
Пересказ литературного текста
Воспитатель:
— Вот такие весенние происшествия случились в нашем
городе. Но и в лесу произошло немало весенних перемен. Об одном из них я вам
расскажу. (Воспитатель читает рассказ Г.Скребицкого «На лесной полянке.
Весна»)
НАЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ. ВЕСНА
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять
снег. а прошел еще день, другой - и его уж вовсе не осталось,
С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил
до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под
коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. Выполз из трухи
длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек,
уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись,
запрыгали к луже - и бултых прямо в воду.
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и
вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках - сухая трава, листья.
Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор
очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не
достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко
вылизывать. Помылся, почистился ёжик и побежал по полянке искать себе еду.
Теперь ему, жуки, червяки и лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный,
сразу поймает и съест.
Ожил под теплым весенним солнцем и огромный лесной дом - муравейник.
С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку; то
сосновую иголочку.
Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые -
весенние. Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали всё кругом
оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю. Схватила в клюв сухую
травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и
стали они вместе строить гнездо.
Г. Скребицкий
После чтения воспитатель беседует с детьми:
• Давайте вспомним, как пришла весна в лес.
• Что писатель называет «зимними квартирами». Кто в них
жил?
• Как рассказывается о пробуждении насекомых, лягушек?
• Чем занялся ёжик после пробуждения от зимней спячки?
Попробуйте рассказать про ёжика с разной интонацией, постарайтесь с помощью
интонации показать, как ежик деловит, как торопится почистить свои иголки,
чтобы приняться за поиски пищи.
• Кто устраивает новые, весенние квартиры на лесной полянке?
Что это за квартиры?
После ответов на вопросы воспитатель предлагает детям
пересказать весеннюю историю. Пересказ можно организовать не индивидуальный,
а коллективный, подгруппами из нескольких человек: один ребенок начинает
пересказ, второй продолжает, третий заканчивает. За точный литературный
пересказ с употреблением образных выражений детям выдаются фишки.
В заключение занятия подводятся его итоги: дети
подсчитывают свои фишки. Таким образом, дети имеют возможность дать самооценку
своей работе. Воспитатель может помочь им, отмечая прежде всего сильные стороны
речевого развития каждого ребенка: Саша нашел интересное выражение для
описания ёжика, Света придумала красивые предложения, Коля подобрал много
одно-коренных слов, Даша и Митя тоже старались. Нужно постараться подчеркнуть
положительные стороны в работе каждого ребенка. Потом можно тактично подметить
недостатки: Коля хотя и подобрал много однокоренных слов, но был недостаточно
внимателен при чтении рассказа и его пересказе, поэтому результат у него
получился ниже, чем мог бы быть и т.п. |