Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
(Первый год обучения)
Коррекционно-образовательные цели: Формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин.
Коррекционно-развивающие цели: Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей;
Развитие произвольного внимания, зрительной и
словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в
подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данным сюжетным
картинам; стимулирование мыслительной и речевой активности детей;
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, инициативности, ответственности, воспитание
бережного отношения, любви к живой природе.
Оборудование: наборное полотно, серия сюжетных картин « Как помочь птицам зимой?» (Н.Ильякова).
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет зимующих птиц.
- Молодцы. А теперь послушайте мои загадки:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…(Воробей)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
2. Игра «Подбери действие, признак»
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что делают птицы?»
-Птицы что делают? – летают, клюют зернышки, прилетают на кормушку, прыгают, чистят перышки, поют песенки.
При затруднениях игра проводится с использованием картинок.
- А теперь отвечайте на вопрос:
Птицы какие? (веселые, пестрые, шустрые, маленькие, бойкие, пушистые, забавные и т.д.)
3. Рассматривание картины «Как помочь птицам зимой?»
- Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на
четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и
о ком эта история.
Логопед помещает на магнитную доску сюжетные картины.
- Посмотрите внимательно на каждую картину.
Картина№1
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Верно.
- Кто изображен на картине?
- Во что одета девочка?
- Во что одет мальчик?
- Кого нашли ребята на снегу?
- Что случилось с птичкой?
- Почему птичка замерзла?
- Что решили сделать дети?
Логопед просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Картина№2
- Что делают дети на этой картине?
- что у мальчика в руках?
- Куда ребята положили воробышка?
- Почему дети идут быстрым шагом?
- Куда они идут?
- О чем могут разговаривать дети?
Картина№3
- Кого вы видите на этой картине?
- Где находятся ребята и птичка?
- Как одеты дети? Почему?
- А как выглядит воробей?
- Что он делает?
- А что делают дети?
- Почему воробышек отогрелся?
Картина№4
- Кого вы видите на этой картине?
- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?
- Что девочка насыпает в кормушку?
- Где сидит воробышек?
- Какое настроение у детей?
- Вот мы и рассказали о картинах, рассмотрели. Понравилось?
4. Упражнение «Закончи предложение с опорой на картины»
- Я начну говорить предложение, а вы договорите.
Дети заметили на снегу…. Дети посадили воробышка….
Девочка аккуратно взяла…. Девочка насыпала в кормушку….
Ребята отнесли….
Дети насыпали в блюдце….
В комнате воробышек….
Мальчик сделал кормушку и ….
5. Игра «Путаница»
- Ребята, воробышек поиграл с картинками и все перепутал.
- Вспомните, пожалуйста, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставьте картины по порядку.
6. «Придумай название»
- Замечательный рассказ получился. Давайте придумаем нашему рассказу название.
Если дети затрудняются, логопед предлагает несколько вариантов названий:
Зимой в парке. Птичка.
Дети и воробышек. Воробышек.
Как помочь птицам зимой? Спасение воробышка.
7. «Раскрась воробышка»
Логопед раздает каждому ребенку задание и предлагает раскрасить воробышка.
8. Итог занятия
- Чем мы занимались на занятии?
- Чему научились?
- Что понравилось в картинках |