Цель: * Учить детей последовательно, связно рассказывать
придуманную сказку по предложенному воспитателем плану. Подвести к
использованию сказочного зачина (жил-был) и концовки (вот и сказки
конец, а кто слушал молодец). * Активировать в речи знакомые
фразеологизмы, образные выражения (медведь-богатырь, лиса-затейница, ни
в сказке сказать, ни пером описать, пир на весь мир). * Развивать творческую активность. * Упражнять в использовании в речи сложных предложений. * Учить распутывать предложения небылицы, заменяя для этого необходимые слова ( сказать об этом так, как бывает на самом деле. * Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Словарная работа: активировать в речи слова: уста, сказочники, сочинять. Предварительная
работа: чтение русских народных сказок; составление описательных
рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание
загадок, небылиц.
Ход занятия
- Дети, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? - А вы знаете, как появились сказки?
Человек с древних времен учился у природы, но были явления, которые
древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы, боялись темноты. И
все это люди объясняли проявлением волшебных сил. Человек наделял силой
птиц, рыб, животных. Появилась сказочная Жар-птица, щука, которая
помогла Емеле, Сивка-Бурка. Так появились сказки. Эти сказки
передавались от одного к другому, из уст в уста, так как люди не умели
писать. Поэтому сказки относятся к устному творчеству. Сказки
добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда
наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди и рассказывали
свои сказки. Были признанные сказатели (сказочники), которых послушать приходили из других деревень. А скажите трудно придумывать сказки? А вы хотите научиться придумывать сказки? Дети, у нас сегодня гости, а кто это вы сейчас догадаетесь, если отгадаете загадки. Грызун трусишка, Серый клубок - колючий бок. Хвост коротышка, По тропинке катится Глазки с косинкой, От лисы не прячется. Ушки вдоль спинки Одежда в два цвета: На зиму, и на лето. - Почему у ежа много иголок? - Зачем они ему? - Какие еще бывают иголки? - Где живут еж и заяц? - Какие слова можно образовать от слова лес? (лесок, лесник, лесничий, лесовик) - Скажите, кто трусливый еж или заяц? - Дети, как сказать по-другому, что зайчик трусливый. Подберите по смыслу слова к слову трусливый. (Боязливый, пугливый). - Подберите близкие по смыслу слова к слову смелый (храбрый, отважный, бесстрашный). - Дети, а ежик и зайчик могут дружить или нет? ( В сказке).
- Вчера у зайчика был день рождения. К зайцу на день рождения пришел
ежик. Скажите, кто еще мог к нему прийти на день рождения? - Что делали звери на дне рождения зайца? (они играли, танцевали, отгадывали загадки). Ежик загадал загадку: «Я видел много ромашек, васильков, колокольчиков». - Дети, как вы думаете, где был ежик? ( В поле). -
Придумайте, что вы принесете в подарок имениннику, а также какие
загадки ему загадаете. Заяц и остальные звери будут отгадывать - А сейчас каждый из вас превратиться в сказочника и придумает сказку «День рождения зайца». - Что нужно знать, чтобы рассказать сказку? (начало середину, конец). - Дети, вспомните, с каких слов обычно начинается сказка? - Как заканчивается?
- Сказку вы будете рассказывать по плану, который поможет вам
рассказать, что было в начале, середине и конце сказки. Где жил зайка?
Какой он был? Что он делал? Какие гости пришли к зайке на день рождения?
Что они подарили? Как звери праздновали день рождения? Сказка должна быть интересной, короткой и законченной, волшебной.
Сказку придумывают несколько детей: (2-3 ребенка) все сказки, получают
положительную оценку. Поощряются сказки непохожие друг на друга. Физкультминутка: Мы устали сочинять Надо нам на ножки встать Потянуться и согнуться, Повернуться, улыбнуться Захватить горстями солнце Из оконца, из оконца. Раз, два, три, четыре, пять. Слушаем еще 2 -3 детей. Игра «Распутай небылицу». А) Колючая кошка лает. - Что я сейчас сказала? (небылицу) - Дети, распутайте небылицу, замените нужные слова, чтобы получилось, как бывает на самом деле. - Кошка не колючая, а ... (Пушистая) - Кошка не лает, а ...(Мяукает) - Что получилось? (Пушистая кошка мяукает). Б) Бородатая корова несет яйца. -
Дети, каждый из вас сегодня сочинил сказку. Мы не успели всех
выслушать. Дома нарисуйте иллюстрацию к сказке «День рождения зайца» и с
помощью родителей запишите свою сказку. На следующем занятии мы
составим книгу из ваших сказок и иллюстраций. - Дети,
любите сказки, рассказывайте их своим папам и мамам, своим младшим
братьям и сестрам, и тогда ваша жизнь будет интересной. |