Задачи: активизация словаря; образование единственного
и множественного числа существительных; практическое употребление предлогов
на, у, за, под в составе простого предложения.
Оборудование: макеты деревьев (пластмассовый ствол и
ветки, бумажные разноцветные листья), «волшебные» часы с изображением
предметных картинок (существительные в единственном и множественном числе),
игрушечная белка.
* * *
I. Оргмомент
Детям предлагается назвать признаки осени по памяти.
II. Составление макета «Осеннее дерево»
В группу приносятся части пластмассового дерева
(ствол, ветви и разноцветные листья).
Педагог. Мы будем делать осеннее дерево.
Педагог прикрепляет одну ветку к стволу, остальные
ветви прикрепляют дети.
Педагог. Подумайте, какого цвета должны быть листья?
Дети. Желтые и красные.
Дети отбирают нужные листья и прикрепляют их на
дерево.
Педагог. Ребята, мы с вами сделали одно дерево, а если
деревьев много, как это называется?
Дети. Лес.
В группу приносятся еще несколько готовых макетов
осенних деревьев.
III. Игра «Путешествие по осеннему лесу»
Педагог. Мыс вами оказались в лесу. Посмотрите вокруг,
какой это лес?
Дети. Осенний.
Педагог. Почему этот лес осенний?
Д е т и. На деревьях красные и желтые листья.
Игра «Волшебные часы»
Педагог. Дети, что вы видите на этом дереве?
Дети. Часы.
Педагог. Эти часы волшебные: вместо цифр на часах —
картинки.
Педагог. Вы должны назвать картинку, на которую
покажет стрелка.
Дети называют следующие картинки: лист — листья, птица
— птицы, туча — тучи, дерево — деревья и т.д.
Игра «Найди белку»
Дети подходят к другому дереву.
Педагог. Кого вы видите на этом дереве?
Дети. Белку
Педагог. Где сидит белка?
Дети. Она сидит на дереве.
Педагог. Смотрите, белка прячется. Где она теперь
сидит?
Дети. Белка сидит под деревом.
Аналогично отрабатываются предложения с предлогами у,
за.
IV. Подвижная игра «Собери букет из листьев»
Педагог. В осеннем лесу много листьев — на деревьях,
тропинке, земле. Почему осенью так много листьев на земле? Потому что осенью
бывает...
Дети. Листопад.
Педагог рассыпает на пол бумажные красные и желтые
листья и предлагает детям собрать букет из листьев. Выигрывает тот ребенок,
который соберет самый большой букет.
V. Итог
Педагог. Ребята, мы сегодня с вами много играли. Какая
игра вам понравилась больше всего?