Задачи: расширение и активизация словаря; согласование
прилагательного с существительным в числе; развитие мышления и мелкой
моторики руки.
Оборудование: букет из осенних листьев, сюжетная
картинка с изображением девочки, несущей букет из листьев; предметные картинки
с изображением одного или нескольких листьев; для каждого ребенка набор
разрезных картинок.
* * *
I. Оргмомент
Накануне дети ходили на экскурсию в парк (на участке
детского сада). Детям показывается букет из осенних листьев.
Педагог. Что вы видите у меня в руках?
Дети. Листики.
Педагог. Какого цвета листья?
Дети. Желтого и красного.
Педагог. Кто собрал эти листики?
Дети. Мы.
Педагог. Где мы собирали листья?
Д е т и. В парке.
Педагог. Кто знает, когда листья бывают желтыми и
красными?
Дети. Осенью.
Если дети затрудняются с ответом, педагог сам отвечает
на вопрос.
II. Беседа по теме с опорой на сюжетную картинку
Педагог. Посмотрите на картинку. Кого вы видите на
ней?
Дети. Девочку.
Педагог. Что в руках у девочки?
Дети. Листики.
Педагог. Какого цвета листья?
Дети. Желтые и красные.
Педагог. Посмотрите внимательно на картинку. Где она
собирала листья?
Д е т и. На дорожке, на траве.
Педагог. А где еще лежат листья?
Д е т и. На скамейке.
Педагог. Правильно, она собирала листья на дорожке, на
траве, на скамейке.
Речь педагога сопровождается показом картинки.
Где еще мы видим желтые и красные листья?
Д е т и. На деревьях.
П е д а г о г. А на этом дереве есть листья?
Дети. Нет.
Педагог. Где же они?
Дети. Они упали на траву.
Педагог. Да, листья опали с кустов и деревьев. Смотрите,
как падает лист (показывает). Когда же падает так много листьев?
Дети. Осенью.
Педагог. Правильно, осенью падает с деревьев много
желтых и красных листьев. Это время называется листопад.
Дети хором повторяют новое слово.
III. Подвижная игра «Листопад»
Детям раздаются листья из осеннего букета. Под музыку
они кружатся по комнате с листочками в руках.
Педагог. Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят.
Дети бросают листочки на коврик и приседают.
IV. Работа с раздаточным материалом
У каждого ребенка на столе лежит картинка с
изображением одного или нескольких листьев (красных или желтых).
Ребенок (показывает свою картинку и называет). Вот
желтый (красный) лист. Вот желтые (красные) листья.
V. Итог
Детям предлагается сложить разрезную картинку с
изображением листочка из четырех частей.