Цели: познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию.
Оборудование: различные игрушки.
1. Игра «Да-нетка».
На столе в линию выложено семь
предметов (или картинок), нужно отгадать, какой
именно задумал воспитатель. (На вопросы
можно отвечать только «да» или «нет».)
Вначале с воспитателем играет
Игрушка, чтобы показать детям правила игры.
Предметы: щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок.
В.: Я загадала какой-то предмет.
Отгадай его, только вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было
ответить «да» или «нет». Игра называется «Да-нетка».
И.: Это краски?
В.: Нет.
И.: Это справа или слева от
красок?
В.: Я не могу ответить на такой
вопрос. Спроси иначе.
И.: Это справа от красок?
В.: Нет.
И.: Значит, это слева. Это арбуз?
В.: Нет.
И.: Это справа от арбуза?
В.: Да.
И.: Значит, это иголка!
В.: Да. Ты смогла отгадать после
пяти вопросов. Может быть, ребята смогут быстрее?
И.: Сейчас посмотрим!
Игра проводится 2-3 раза. Ее можно усложнить, можно
предложить плоскостную «Да-нетку»:
расположить на столе в произвольном порядке 9-10 предметов, с четким
разграничением: вверху, внизу, справа,
слева. Нужно отгадать задуманный объект.
2. Упражнение «Назови признаки».
Воспитатель оставляет на столе 3-4 предмета
из далеких друг от друга тематических групп.
Например, гвоздь, ботинок, арбуз...
Нужно назвать как можно больше
признаков этих предметов. Можно организовать
соревнование: к какому из предметов получится подобрать больше
всего признаков (подсчитывать по ходу, можно при помощи фишек).
3. Физкультминутка
«Мальчики — девочки».
На слово «Мальчики!» руки нужно
поставить на пояс, на слово «Девочки!» — взяться за «юбочку».
Кроме слов «мальчики» и
«девочки», в игре используются различные имена (в том числе и сказочных
героев).
При проведении физкультминутки
желательно использовать «ловушки» (имена Саша,
Женя; слова жадина, зазнайка, сопя) и
отслеживать реакцию детей на них.
4. Использование приема МФО.
В.: Мальчики очень любят играть с машинками, а
девочки — с куклами. А давайте попробуем
придумать такие машинки и куклы,
которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было. Вначале будем придумывать куклы (потому
что мальчики девочкам всегда
уступают, не так ли?), а потом машинки.
Воспитатель называет некоторые признаки из п. 2 и
поочередно присоединяет их к объекту, предлагая
детям принять участие в обсуждении: Как
такое может быть? Для чего это может быть полезным? и др.
Желательно присоединять только
нетипичные, нехарактерные для данного объекта признаки, которые позволяют
получить интересные идеи. Например: сладкая
кукла, острая кукла, кукла с
косточками; машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с «ушком» и др.
В конце работы желательно
проговорить последовательность придумывания новой игрушки.
5. Практическая
работа.
Рисование самой интересной куклы,
самой интересной машинки (по выбору ребенка).
6. Подведение итогов.
Можно проговорить процесс
усовершенствования игрушки: выбирается игрушка для
преобразования, называется несколько объектов,
а их отличительные признаки «примеряются» к исходной игрушке.
|