Морфологический анализ (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:33
Цели:
активизировать мышление детей; систематизировать
знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать
воображение.
Оборудование:
«черный ящик», рисунок дома.
1.Игра
«Да-нетка».
Приходит Игрушка и предлагает
отгадать, какой рисунок лежит у нее в «черном ящике». (Нарисован домик: А .)
2.Рисование «новый дом».
В.: А почему
ты дом нарисовала?
И.: Потому
что я решила построить себе новый дом и сейчас только
про него и думаю...
В.: Но твой
рисунок не очень интересный; таких домов много,
они все похожи друг на друга, это не очень интересно...
И.: Да и
сама знаю, но я по-другому домики не умею рисовать.
Может, ребята помогут?
В.: Конечно, помогут. Ребята,
предложите, как построить необычный дом для
нашей Игрушки.
В.:
Существует способ, как придумывать новое. Нужно вначале разобраться, из
каких частей состоит предмет. Из каких
частей состоит домик?
В.: Значит,
в домике должны быть... (перечисляются подсистемы, названные детьми). Но ведь их
все можно сделать по-другому, смотри. Вот у тебя
нарисовано квадратное окошко. А какое еще окно может быть?
(Воспитатель
рисует на листе различные варианты окоп, предложенные детьми.)
Аналогичная
работа проводится со всеми остальными подсистемами.
В.: А теперь
выбирай, какие стены, окна, двери... тебе нравятся
больше всего.
Игрушка
«выбирает» (обводит или подчеркивает) и затем рисует
дом из этих частей (дети могут помогать Игрушке).
3.Рисование «Необычное
животное».
В.: Ну, что?
Помогли тебе ребята?
И.: Да,
большое спасибо. Только у меня еще одна проблема есть. Я хочу, чтобы у меня
было домашнее животное. Но я не знаю какое.
Оно должно уметь охранять дом, как собака; еще я хочу, чтобы оно давало молоко,
как корова; хочу, чтобы умело быстро бегать, как конь; но чтобы я не
упала, у него должны быть горбы, как у
верблюда, и рога, как у оленя, чтобы можно было держаться... А еще хорошо, чтобы у него был красивый хвост, как у павлина, и оно умело летать...
В.: Да,
такого животного я никогда не встречала... А может быть, тебе завести не
одно, а нескольких животных: собаку,
корову, коня, павлина, оленя и др.
И.: Нет, так
не получится. Им всем тогда надо будет и много места,
и много еды, и ухаживать за всеми надо. Вот если бы был
один такой зверь...
В.: Давай
попробуем его нарисовать, а потом ты попросишь
Волшебника Оживления, чтобы он тебе помог его оживить.
Воспитатель повторяет описание
животного, а дети должны его нарисовать
(рисование может быть коллективным на большом
листе бумаги).
В.: Игрушка,
посмотри, вот ребята тебе нарисовали животное, о
котором ты мечтаешь.
И.: Спасибо,
ребята, а как его зовут?
И.: Вы про
него сказку не можете придумать?
4.Фантазирование.
Сюжет сказки строится как
обыгрывание ситуаций применения различных
частей этого животного: другие («обычные») животные смеются над ним, а он доказывает необходимость этих частей.
5. Подведение
итогов.
Упражнение «Каким это бывает?»
Воспитатель
предлагает называть различные варианты, какими может
быть представлен объект (желательно использовать
наглядность): какими бывают листья деревьев (стулев, часов, расчесок, конфет и др.)?
Можно
устроить выставку под соответствующим названием.