ЦЕЛЬ: формировать представление об описании и его
структурных элементах; учить определять недостатки описания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В гости к детям приходит Незнайка и просит нарисовать
портрет своего друга. Дети спрашивают: «Какой он?» Незнайка описывает: «Моего
друга зовут Сиропчик. Он очень хороший».
— Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли представить
друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Каких сведений не хватает? (Для точного
портрета надо описать, какого роста Сиропчик, какого цвета его волосы, глаза,
во что он одет.)
_ Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может
быть солнце, а признаки и качества — это его лучи.
Сколько признаков вы назовете, столько и будет лучей. Можно назвать и
действия, которые выполняет ваш персонаж. Не все их можно нарисовать, но можно
дать словесное рисование, т.е. описать не только, какой друг у Незнайки, но и
рассказать, какой у него характер, чем он отличается от других мальчиков и что
он умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы
одежды) — это деловое описание. Если вы описываете его характер, сравниваете
его глаза с яркими звездочками или с васильками, то это уже художественное
описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше
описание стало образным, надо научиться подбирать сравнения и определения к
словам.
— Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее
и скажите, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.) На
что похожи желтые листья? (На золотые кружочки, они плавают в воде, как золотые
рыбки.) Не забывайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про
зиму или осень. |