ЦЕЛЬ: учить называть не только предмет, но и его
признаки, качества, действия; обогащать речь прилагательными и глаголами;
подбирать слова, близкие по смыслу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие
слова вы называете? Послушайте стихотворение М. Щеловановой «Утро»:
Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня
скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее
утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
Почему же
не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная
синяя тень.
— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и
пасмурном утре.)
Как сказано в стихотворении о первом дне? Какой он? (Хмурый,
серый.) Как. сказать другими словами про этот день?
Подберите слова, близкие по
смыслу. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый.) А если утро солнечное,
как можно еще сказать, какое оно?
Подберите слова, близкие по смыслу. (Веселое,
радостное, голубое, безоблачное.) Что еще может быть хмурым? (Настроение,
погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
— Есть еще слова, которыми называют, что делает человек,
что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом
можно сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
— А есть такие слова и выражения, которые передают
смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди
шепотом». «Это я проснул сестричку». «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так
сказать? Как надо сказать правильно? |