ЦЕЛЬ: учить различать смысловые оттенки имен
существительных со значением ласкательности и уменьшительности, глаголов,
образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных
суффиксальным способом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем
они отличаются: мама — мамочка — мамуля; брат — братец - братик; дерево —
деревце, заяц — заинька — зайчишка — зайчище; дом — домик — домище. (Многие
слова звучат ласково.) Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец в
сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; заинька и зайчишка во многих
сказках о животных.)
— Придумайте короткую сказку про зайца и зайчишку.
— Чем отличаются слова: бежать — подбежать — выбежать,
писать — переписать — подписать, играть — выиграть — проиграть, смеяться —
засмеяться — высмеять, шел — отошел — вошел? Составьте предложения с любыми
двумя словами, которые вы услышали. («Мы играли в домино: Вова выиграл, а я
проиграл».)
— Объясните, чем отличаются слова: старый — старенький;
умный — умнейший; злой — злющий; толстый — толстенный; полный — полноватый? |