ЦЕЛЬ: учить составлять схемы разных высказываний.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель напоминает детям, что описание
обозначается кругом, разделенным на три части, повествование (сюжетный рассказ)
— поездом, у которого вагончики разного цвета, а рассуждение — это знак
вопроса из трех цветов (полукруг — зеленый, средняя часть красная и окончание
— синяя точка). Начало каждого высказывания (верхняя часть круга, первый вагончик,
верхняя часть знака вопроса) — зеленого цвета, середина (центральная часть
круга, второй вагончик, средняя часть знака вопроса) — красного, конец (нижняя
часть круга, третий вагончик, точка в нижней части знака вопроса) — синего
цвета.
Воспитатель делит детей на три команды (по три
человека в каждой) и предлагает им послушать текст: «Вчера я был в лесу и видел
там зайца. Он так меня испугался...» Первая команда детей составляет описание.
Остальные дети слушают его и составляют у себя на столах модель описания,
чтобы получился круг (если присутствуют все части описания).
Вторая команда составляет историю о том, что случилось
с зайцем дальше. Дети, сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков.
Третьей команде предлагается составить рассуждение о том, почему заяц такой
пугливый и всего боится. Сидящие за столами дети выкладывают знак вопроса из
трех частей: верхней (зеленой), средней (красной) и точки (синей).
Затем воспитатель набирает новые три команды и дает
новую тему — картину об осени. Одни дети составляют описание осени, другие
придумывают историю о том, что случилось в осеннем лесу, а третья команда
доказывает, что на картине изображена именно осень. Остальные дети выкладывают
у себя на столах модель высказываний: описания, повествования и рассуждения. В
конце занятия дети оценивают, какая команда лучше всех составила описание,
повествование (историю), рассуждение. |