Высокий — низкий
ЦЕЛЬ: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные
по смыслу.
ХОД
ЗАНЯТИЯ
Назовите известные вам слова, противоположные по
смыслу. Скажите, чем отличаются похожие лица и предметы: высокая — низкая
(елка — елочка); длинный — короткий (карандаш); широкая — узкая (лента);
грустное — веселое (лицо девочки); глубокая — мелкая (тарелка); чистый —
грязный (мальчик).
— Составьте предложения со словами, противоположными
по смыслу. (Я нарисовал большой дом и маленький домик. Река глубокая, а ручей
мелкий. Ягоды клубники крупные, а земляники мелкие.)
— Послушайте отрывок из стихотворения С. Капутикян
«Маша обедает»:
...Никому отказа нет, подан каждому обед: Собачке — в
миске, в блюдечке — киске, Курочке-несушке — пшена в черепушке, А Машеньке в
тарелке, в глубокой, не в мелкой.
— Что бывает глубоким и мелким? Как вы понимаете выражения:
глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое
чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь
(несильный); мелкий песок (некрупный).
Лето — зима
ЦЕЛЬ: учить подбирать слова, противоположные по
смыслу, и подбирать определения к заданным словам.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Послушайте, какие слова я вам назову, а вы назовете
мне слова, противоположные по смыслу: лето, ночь, солнце, лимон, река, девочка.
(Дети называют слова: зима, день, луна, сахар, ручей, мальчик.)
— Вспомните любую пару слов с противоположным значением
и назовите их (лето — зима, ночь — день, солнце — луна, лимон — сахар, река —
ручей, девочка — мальчик).
— Подберите определения ко всем словам. Какое лето и
какая зима? (Лето теплое, а зима холодная; ночь темная, а день светлый; солнце
жаркое, горячее, яркое, а луна холодная, неяркая; лимон кислый, а сахар
сладкий, река глубокая, а ручей мелкий; девочка веселая, мальчик грустный.)
— Придумайте рассказ про веселую девочку и грустного
мальчика. Обязательно расскажите, как девочка развеселила мальчика. Когда это
было: теплым летом или холодной зимой? |