Назови одним словом
ЦЕЛЬ: учить находить слова, точно оценивающие ситуацию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Решал ученик задачу и не мог никак решить. Думал он
долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная,
тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) О чем мы говорим
тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: «тяжелый груз» (имеющий большой
вес), «тяжелый сон» (неспокойный), «тяжелый воздух» (неприятный), «тяжелая
рана» (опасная, серьезная), «тяжелое чувство» (мучительное, горестное),
«тяжелый на подъем» (с трудом решается на что-то), «тяжелое наказание»
(суровое).
— Как вы понимаете выражения: «трудная работа» (она
требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с
трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?
— Послушайте стихотворение Е. Серовой «Подскажи словечко».
Вы будете мне подсказывать нужные слова.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает.
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Говорю я брату: — Ох!
С неба сыплется горох!
«Вот чудак, — смеется брат, —
Твой горох ведь это ... (град)».
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит ... (тень).
— Придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова:
большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малюсенький; бежит,
мчится, несется; идет, плетется, тащится.
— Мы
будем находить разные слова, и вы будете объяснять, что они обозначают, из
каких звуков состоят. С этими словами мы составим предложения и рассказы. |