Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое) (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:52
Цели: обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение.
Оборудование:
конверт с «письмом», картинки с рисунками.
1. Упражнение
«Определение».
Игрушка
приходит на занятие с конвертом.
И.: У меня
есть в Африке друзья. Вы их, наверно, видели по телевизору:
это мартышка, удав, попугай и слоненок. Им там живется
очень весело и интересно. Но вот я получил от них письмо, где они пишут, что бананы им уже надоели и им хотелось попробовать
что-нибудь вкусное, необычное, например мороженое. Они его еще никогда не ели. Но мороженое в Африку не пошлешь,
оно растает еще по дороге. И поэтому они попросили меня в письме рассказать, что это такое...
Воспитатель
предлагает, чтобы дети объяснили, что такое мороженое.
При этом
часто возникает ситуация, когда вместо связного
определения называются отдельные признаки. Например: «это белое», «это лед»,
«это в стаканчике» и др.
На такие
ответы Игрушка реагирует контрпримерами типа: «Значит, вата — это
мороженое, она ведь тоже белая?», «Значит,
на улице сейчас мороженое?», «Значит, если на палочке -это уже не мороженое?» и т. п.
Необходимо
постараться сформулировать определение как можно точнее.
2.Работа по приему «эвроритм».
Обсуждениеповопросам:
Что плохого в
мороженом?
Что нужно
делать, чтобы этого плохого не было?
Какие бывают
виды мороженого?
Придумывание
новых видов мороженого.
Представьте,
что в мире осталась только одна порция мороженого.
Что с ним будут делать?
Представьте
себе, что мороженое есть, но его никто не ест. Почему?
(При анализе причин желательно их сгруппировать:
связанные с мороженым, связанные с человеком, внешние обстоятельства).
3.Игра на внимание «Бывает - не бывает».
Дети стоят в кругу,
воспитатель называет различные виды мороженого и места,
где оно может быть (в том числе и
нереальные).
Если такое
бывает (мороженое с изюмом, растаявшее мороженое,
мороженое в магазине и др.), дети должны подпрыгнуть
и хлопнуть в ладоши; если не бывает (мороженое с капустой, жареное мороженое,
мороженое в скворечнике и др.), дети машут руками
(«протестуют»).
Игра
проводится в быстром темпе, можно на выбывание.
4.Фантазирование.
Воспитатель предлагает детям
назвать 4-5 разных слов или выбрать несколько
картинок из числа предложенных.
Затем
предлагается стать на время изобретателями, представив, что будет, если
мороженое объединить с каждым из этих объектов
(обсуждение: для чего такое мороженое нужно, чем это будет хорошо, чем плохо).
5.Практическая работа.
Нарисовать
такую обертку для мороженого, чтобы сразу было понятно,
что это именно мороженое, а не конфеты или печенье.
Предварительно
рекомендуется еще раз обсудить, какими признаками
мороженое отличается от других сладостей.
6.Подведение итогов.
Упражнение «Вопросы»
Воспитатель
предлагает детям задавать вопросы со словами что? где? когда?
Желательно
задать тему, но при этом дети должны видеть объекты, о
которых спрашивают, а не представлять их мысленно.