Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед) (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:51
Цели: активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать
причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование.
Оборудование: карточки
с рисунками.
1. Игра «Да-нетка».
Игрушка приходит на занятия раньше времени и предлагает отгадать, почему она так быстро добралась, что (какой
предмет?) ей помогло?
Ответ: велосипед.
После этого проводится обсуждение: зачем нужен велосипед, всегда ли
зимой можно кататься на велосипеде; что хорошего и что плохого в велосипедах?
2.Использование приема «эвроритм».
Обсуждениеповопросам:
Какие бывают велосипеды и для чего нужно такое разнообразие?
Каких видов велосипедов не существует, но было бы хорошо и полезно, чтобы они были?
Представим, что в мире остался только один велосипед. Для чего он будет использоваться? Как все люди смогут его увидеть?
Представьте себе, что велосипед есть, а кататься на нем нельзя. Почему? (При анализе причин
желательно их сгруппировать:
зависимость от «состояния» велосипеда (нет педалей, спущено колесо и др.), зависимость от
«состояния» владельца (больной,
занят, есть машина и др.), зависимость от внешних факторов — гололед, дождь, на грядках в огороде и др.).
3.Игра на внимание.
В.: На велосипеде лучше кататься там, где машин нет. Или можно пофантазировать, что машины сразу будут
останавливаться, если едет велосипед.
Воспитатель
предлагает разучить детям считалочку: «Стоп, машина,
стоп, машина, стоп, машина, стоп!» (Дети стоят в кругу.) После
того как ее несколько раз хором проговорили, вводятся различные
усложнения. Например: слово «стоп» — хлопком; слово «машина» — притопом; все
слова заменяются соответственно на хлопок и
притопы; первое слово произносится хором, затем каждый произносит фразу
про себя, а последнее слово — снова вслух. Необходимо стремиться к полной
согласованности.
4.Фантазирование.
Воспитатель
предлагает детям назвать 4-5 разных слов или выбрать
несколько рисунков из числа предложенных. Затем предлагается стать изобретателями, представив, что будет, если
велосипед объединить с каждым из этих объектов (описание по схеме: для чего будет нужен такой предмет, что в нем будет хорошего, что плохого).
5.Практическая работа.
Нарисовать необычный велосипед, которого никто никогда не видел.
6.Подведение итогов.
Упражнение «Почемучка»
Воспитатель
предлагает детям задавать вопросы со словом
«Почему?».
Тему
желательно ограничивать: «Задавайте вопросы о детях
нашей группы» (о том, что вы видите на столе; на тему «птицы» и др.).