Прием фантазирования «Наоборот» (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:35
Цели:
познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»;
активизировать словарный запас путем использования
антонимов; развивать чувство юмора, воображение.
1.Упражнение
«Антонимы».
Возможен
необычный «вход» в занятие, настраивающий детей на то, что все будет
«наоборот». Например, Игрушка приходит вверх
ногами, говорит «До свидания!», детям предлагается лечь в кровати и т. п.
В.: Сегодня на занятии у нас
будет все наоборот. Вначале потренируемся
называть «наоборотные» слова.
Скажу я
слово «далеко», вы скажете мне «близко»,
Скажу я слово
«высоко», а вы ответьте «низко».
Скажу я слово
«потолок», что скажете вы?
Скажу я
слово «потерял», вы скажете?
Затем
воспитатель делит детей на две группы: первая группа называет любые слова, отвечающие на вопрос «какой?», а вторая должна называть антонимы. Затем группы меняются местами.
2.Упражнение «Перевертыши».
Игрушка
рассказывает стихотворение:
Ехала
деревня мимо мужика, глядь — из-под собаки лают ворота. Лошадь ела кашу, а мужик овес.
Лошадь села
в сани, а мужик повез.
Обычно реакция детей — смех.
Игрушка читает стихотворение еще раз, затем
просит «перевести» каждую строчку, сказать,
как надо говорить.
Анализируется,
в каком случае было смешнее и почему, как
«устроены» смешные предложения.
Воспитатель
предлагает детям самим придумать смешин-ки-«перевертыши», используя прием
«наоборот».
3.Физкультминутка «Наоборот».
Воспитатель
называет различные предложения «наоборот», дети должны их «перевести» и
выполнить задание правильно. Например:
«Ладошам хлопнуть в девочек», «Ковру встать на мальчиков», «Стульчикам сесть на детей» и т. п.
4.Фантазирование по приему
«наоборот».
Воспитатель называет несколько
знакомых сказок и предлагает заменить свойства героев на противоположные, а
затем рассказать сюжет новой сказки. Например: «Добрый волк и три жадных поросенка, которые за ним гоняются...»,
«Злая Красная Шапочка и ее бабушка
Атаманша не дают покоя никому в лесу...»,
«Голодный Колобок захотел всех съесть...».
Несколько
сказок желательно проговорить на уровне сюжета, а одну
попробовать рассказать подробно.
5.Подведение итогов.
Воспитатель
предлагает высказать свое мнение о занятии, выражая свои
мысли «наоборот».
Упражнение «Путаница»
Нужно
придумывать предложения про обычные ситуации, как «не бывает». Например,
девочка баюкает куклу — бывает, кукла баюкает девочку -не бывает; дедушка
собирает грибы — бывает, грибы собирают дедушку — не бывает и др.