Цепи: познакомить с приемом фантазирования «увеличение -- уменьшение»; активизировать мышление
путем разрешения
проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать;
формировать коммуникативные навыки.
Оборудование:
мяч.
1. Знакомство с волшебником.
В.: Сегодня к
нам пришел еще один волшебник, он тоже невидимка, но он очень много чего умеет делать. Он умеет все превращать в большое или маленькое. Это он
сделал так, чтобы появились
гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. Его
зовут Великан Крошка, потому что он сам тоже может
быть громадным великаном ростом с...
(Воспитатель
предлагает детям предположить, какого роста может быть великан, и на все их предположения отвечает: «Нет, еще больше!», пока не назовут «до
космоса».)
Еще он может
уменьшаться и становиться таким крошечным, как...
Аналогично
воспитатель предлагает назвать детям различные степени уменьшения (можно в
форме игры с мячом), контрольный ответ — «маленькие
человечки» (молекулы).
2. Решение
проблемных ситуаций.
И.: Я тоже
хочу изменять свой рост, как этот великан!
В.: Для чего
тебе это нужно?
И.: Так
интереснее, много можно сделать и успеть.
В.: Ребята, а
вы бы хотели уметь изменять свой рост, как Великан Крошка? Когда бы хотели
быть большого роста, когда маленького?
В.: А
представьте, что Волшебник взял и выполнил ваши желания,
— и вы все превратились в великанов, а вот это (воспитатель показывает на столики) -- крыши ваших домов. А как теперь вам попасть домой, где вы будете жить?
В.: Хорошо ли
быть великаном, почему?
В.: Тогда
Великан Крошка превращает вас в маленьких, крошечных человечков, меньше муравья. Вот вечером за вами в садик придет
ваша мама, но ведь вас даже не увидит и не услышит,
чтобы забрать домой. Что вы будете делать?
В.: Нравится
ли быть крошками?
И.: А на
самом деле вы и так и большие и маленькие, и великаны и крошки. Большие вы для кого? А маленькие по сравнению с чем?
3. Физкультминутка
«Великаны - Крошки».
По команде
«Великаны!» дети идут на носочках с поднятыми руками,
по команде «Крошки!» — передвигаются на корточках,
руки на коленях.
Воспитатель
дополнительно использует слова, показывающие сравнение (типа «для слона», «для мухи» и др.), и названия сказочных героев (мальчик-с-пальчик,
Бармалей и др.).
4. Обсуждение
сказки-задачи.
Жил-был мальчик. Было ему 5 лет.
Звали его Кузя. Он был веселый, любил
бегать, прыгать, рисовать, играть в разные игры, но был у него недостаток: он все время всех дразнил. Одному мальчику он говорил, что у него короткий
нос, другому -- что у него большие
уши, девочке -- что у нее толстые Щеки...
И поэтому с Кузей никто не хотел водиться.
И вот однажды вечером, когда
мальчик ложился спать, он разозлился, что с
ним никто не дружит, и решил, что назавтра он будет не просто дразнить ребят, но и нарисует их портреты с короткими носами, длинными зубами, толстыми
щеками, большущими ушами... И
довольный сам собой, уснул...
Но его мысли
подслушал Великан Крошка и превратил его в мальчика, которого никто никогда не
видел: уши у него стали даже
больше, чем у слона, они были до самой земли и еще немножко больше...
Когда Кузя
проснулся, он вначале даже не понял, что с ним -лучилось, что это за такие громадные подушки рядом с ним тежат, но когда подошел к зеркалу, то увидел, что это у него стали такие уши...
Кузя горько заплакал, но слезами
горю не поможешь: уши меньше не становились. И надо
умываться, завтракать, идти в детский сад...
Обсуждение: как «обращаться» с ушами в этих ситуациях: могут
уши как-то помочь или только мешают, как их можно использовать? (Вместо
полотенца — салфетки; как быть, если шапка на
уши не надевается, а без шапки идти холодно; как идти по улице, если уши «подметают» землю и др.)
Наконец-то Кузя добрался в
детский сад, его сразу же окружили ребята: ведь такого они никогда не видели... Кузя приготовился заплакать, думая, что ребята начнут его
дразнить, но никто его не обзывал, всем было его очень жалко. Но
тут пришла воспитательница и сказала:
Кузя, какие у тебя замечательные
уши! Как тебе повезло!
А что хорошего в таких громадных
ушах, одни неприятности...
- Ты ошибаешься. Ребята, давайте поможем Кузе придумать, чем такие уши могут быть
полезными, что в них может быть хорошего?
Вопрос переадресовывается детям.
В этот день в садике было
интересно, как никогда. Кузины уши использовали как гамак и
как горку; в бассейне на них плавала вся группа; когда
играли в футбол, Кузя отбивал мячи ушами и они
летели прямо в ворота; когда стало жарко, Кузя замахал
ушами так, что ветром нескольких маленьких ребят подняло
на дерево, но потом Кузя подставил уши и они благополучно спустились...
Вечером Кузя лег спать без
одеяла: зачем, ведь можно и ушами укрываться...
- Хороший был день, и ребята были такие хорошие. Больше никогда никого не буду дразнить, — подумал Кузя, засыпая.
Воспитатель предлагает детям придумать
окончание сказки.
5. Практическая работа.
Нарисовать портрет волшебника
Великана Крошки (великан должен быть сразу и большим и маленьким).
6. Подведение итогов.
Упражнение
«Маленькое в большом»
Воспитатель обращает внимание
детей на то, что очень многие «большие» объекты
(машина, дом, экскаватор и др.)
содержат в себе «маленькие»:
«Машина большая, а педали в ней маленькие» или «Дом большой, а
кирпичи — маленькие» и т. д. и предлагает
детям назвать другие подобные объекты.
|