Задачи: обогащение и активизация словаря; образование
существительных с уменьшительно-ласкательным значением; составление простых
предложений; развитие внимания.
Оборудование: сюжетная картинка «Осенью в парке»,
предметные картинки с изображением признаков осени и других времен года (желтая
и зеленая трава, деревья с желтыми и зелеными листьями, солнце, выглядывающее
из-за тучи, и яркое солнце с лучиками, туча с дождиком и голубое небо, стая
улетающих птиц, снеговик, крыша дома с сосульками и др.), фланелеграф.
* * *
I. Оргмомент
Педагог (читает стихотворение)
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Вспомните, как называется время, когда опадает много
листьев?
Дети. Листопад.
П. Беседа по теме с опорой на сюжетную картинку
«Осенью в парке»
Педагог. Посмотрите на картинку, что на ней
нарисовано?
Дети. На картинке нарисован парк осенью. Дети
поочередно перечисляют предметы, при этом им задаются вопросы.
Что это?
Дети. Деревья.
Пе д а го г. Какие на деревьях листья?
Д ет и. Желтые, красные.
Педагог. Почему деревья наклонились?
Дети. Дует ветер.
Педагог. Что на небе?
Дети. Туча.
Педагог. Кто это?
Дети. Птицы.
Педагог. Что делают птицы?
Дети. Улетают в теплые края.
Педагог (обобщает ответы детей). Осенью желтеют и
опадают листья. Часто дует холодный сильный ветер. На небе много туч, нет
солнышка. Идут дожди. Птицы улетают в теплые края.
III. Составление панно «Осень»
На наборное полотно выставляются картинки с
изображением признаков осени и других времен года.
Дети с помощью педагога должны выбрать картинки с
изображением признаков осени, поместить их на фланелеграф и составить
предложение, например: «Осенью желтая трава».
IV. Дидактическая игра «Маленький — большой»
Дети должны образовать уменьшительно-ласкательную
форму предложенных существительных по теме занятия: ветер — ветерок, лист —
листик — листочек, туча — тучка, дождь — дождик, солнце — солнышко и т.д.
V. Итог
Стихотворение, предложенное в начале занятия,
рекомендуется выучить с детьми вечером.