Прогнозирование: объект «больница» (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:45
Цели: развивать
диалектическое мышление; познакомить с приемами
прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Оборудование: градусник.
1.Отгадывание задуманного слова.
Воспитатель предлагает детям при помощи различных вопросов узнать, какое
слово задумано. Вопросы комментируются, выделяются «слабые», «неинтересные» и «сильные», «хорошие», «интересные».
Задумано слово «градусник». После того как дети его отгадали, воспитатель показывает градусник и
проводит краткую беседу:
зачем нужен градусник (термометр); почему температуру нельзя узнавать «на глаз», а нужен прибор; какие градусники дети знают.
При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что чаще всего с градусником мы «встречаемся»,
когда болеем.
2.Противоречия в объекте «больница».
В.: Если у человека высокая температура, если он серьезно болен, то его могут положить в больницу. А зачем? Почему дома нельзя лечиться?
В.: Значит, в больнице хорошо то, что там ...
В.: Дети часто не хотят ложиться в больницу, плачут, говорят, что в больнице плохо. Почему?
В.: Значит, больница какая: хорошая или плохая?
(Воспитатель добивается полного ответа по схеме: «Объект имеет «хорошее» и «плохое». «Хорошее» в том, что
..., «плохое» потому, что ...».)
Желательно обсудить, что могут делать дети, чтобы меньше болеть и не попадать в больницу.
3.Игра на внимание.
Воспитатель
предлагает детям вспомнить сюжет сказки «Айболит»: Кто лечился «под деревом»? Почему звери шли к Айболиту? Зачем Айболит отправился в Африку?Далее воспитатель подчеркивает, что заболеть могут только живые существа, а не предметы, и предлагает поиграть: когда прозвучит название животного или человека, нужно быстро встать,
на все остальные слова — дети сидят.
Воспитатель
читает произвольный отрывок из сказки «Айболит».
4. Обсуждение «Больница
будущего».
Беседа
состоит из нескольких этапов.
Прошлое:
Люди болели и раньше, но тогда больниц не было. Как они лечились?
Прогноз-1: В
больнице сейчас есть и хорошее и плохое. А в больнице будущего плохого не станет. Как это может
быть? (При обсуждении используются детские ответы из п. 2.)
Прогноз-2:
Больница нужна, чтобы лечить людей. Представим себе, что в будущем больниц не будет, как
тогда будут люди лечиться?
Прогноз-3: В
совсем далеком будущем люди вообще никогда не будут болеть. Как такое может быть? (Специальные
прививки или таблетки, или все станут механические, как роботы, и др.)
Подведение
итогов.
Упражнение «Раньше и
сейчас»
Воспитатель
обращает внимание детей на различные предметы быта и
предлагает представить, какими эти предметы были раньше
(«у древних людей»).
Например: Мы
сейчас сидим па стульях, а у древних людей были стулья? А как они сидели? и т. п.