Прогнозирование: объект «самолет» (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:47
Цели: обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание.
1.Сочинение загадок.
Игрушка
предлагает загадку:
Он гудит и чертит мелом.
Он рисует белым-белым,
на бумаге голубой,
над моею головой.
Сам рисует, сам поет!
Что же это? ...
Затем
предлагается ответить на вопросы: Самолет какой? Что делает? и составить
собственные загадки по схеме: Какой? Что
такое же? Что делает? Что делает такое э/се действие? Например:
быстрый, а не ветер, летает, а не орел и др.
2.Противоречия в объекте
«самолет».
Обсуждение:
зачем нужен такой вид транспорта, как самолет, что
хорошего и что плохого в самолетах.
3.Игра на внимание.
Воспитатель
предлагает вспомнить, какие еще летательные аппараты
дети знают (вертолет, воздушный шар, ракета); совместно придумывается,
как их можно показать (самолет — руки в стороны, вертолет — руки вращаются над
головой (пропеллер), воздушный шар — руки соединены в круг над головой, ракета
— руки вытянуты над головой или др.).
Далее
воспитатель называет эти слова в произвольном порядке,
дети должны соответственно реагировать.
В игру можно
вставлять без предварительного обсуждения названия
сказочных «летательных аппаратов» (ступа, ковер-самолет
и др.), чтобы оценить быстроту реакции детей.
4.Обсуждение: самолет будущего.
Беседа
состоит из следующих этапов.
Как в сказках перемещались по
воздуху, какие волшебные предметы были, как
ими можно было «управлять».
Прогноз-1: В
самолетах сейчас есть и хорошее и плохое. А в самолетах будущего плохого не станет. Как это
будет? (При обсуждении используются детские ответы.)
Прогноз-2:
Самолет нужен, чтобы быстро доставлять людей в другое место. Представим себе, что в будущем
самолетов не будет, какие могут
быть еще способы быстрого перемещения?
(Дети могут использовать фантастические идеи из фильмов и мультфильмов.)
5.Практическая работа.
Нарисовать необычный самолет (каких никто никогда не видел).
Рекомендуется вначале кратко обсудить, какие бывают самолеты и чем может отличаться необычный
самолет от обычного.
6.Подведение итогов.
Упражнение «Исчезновения»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть последствия различных исчезновений: Что произойдет,
если исчезнут все деревья
(дома, книги, магазины,
комары, одежда и др.)?
Можно выстраивать цепочки, показывающие последовательность разворачивания событий.