Цели: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.
Оборудование: «черный ящик», полотенце.
1. Знакомство с помощником воспитателя.
Воспитатель (в дальнейшем — В.)
предлагает отгадать, что лежит в сундучке
(черном ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет
детям «помощника воспитателя» — Игрушку (в дальнейшем — И.), которая будет
помогать вести занятия.
Игрушку
желательно пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог с Игрушкой о погоде.
Игрушка
приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает
и разговаривает с ней.
В.: Почему ты
такая мокрая?
И.: А я очень дождь люблю!
В.: Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И.: Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистым становится!
В.: Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И.: Нет, солнышко плохое! Когда жарко, голова болит и хочется пить, все цветы завянут...
В.: А нашим
ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее
настроение, хочется радоваться и играть... Давай мы сейчас
тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим
разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и
дождь».
Правила игры:
когда воспитатель произносит слово «солнце», дети играют, бегают, когда
«дождь» — приседают, «прячутся под
зонтиками».
Воспитатель
может усложнить игру, добавив слова «теплый летний
дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми
противоречий в погоде.
В.: Ребята,
как по-вашему, дождь хороший или плохой?
В.: Что
хорошего в дожде?
(Ответы
детей: все растет, свежий воздух после дождя...)
В.: А что
плохого в дожде?
В.: Значит, получается,
что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это
«хорошо» тогда, когда..., и дождь для нас — это «плохо», когда...
П.: А солнце
какое, хорошее или плохое?
В.: Смотря
когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
В.: А что
плохого может быть в солнце?
В.: Выходит,
в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
Что
поправилось сегодня па занятии? Что не поправилось? Что узнали нового? Что было самым интересным?
Воспитатель
обращает внимание на типичную ошибку детей — смешивание содержания
занятия (понравилось солнце и не понравился
дождь) с формой, организационными моментами (понравились знакомство с Игрушкой, подвижная игра...).
Основная цель при подведении
итогов — обучение коллективному
рефлексивному анализу и «официальное» окончание занятия (прощание с Игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия
требует продолжения игры и
обсуждения. |