Цель: систематизировать
навыки классификации предметов по внешним
признакам, а также знания о свойствах предметов.
Оборудование: мешочек,
игрушки небольшого размера, две коробки,
мячик, дудочка (свисток).
1. Классификация
игрушек по различным признакам.
Игрушка
приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с
собой разные предметы (7-8 штук), которые
выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть). Игрушка немного играет, а потом собирается
уходить — «наигралась».
В.: Ты куда
идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, еобери
игрушки.
Игрушка не просто
собирает, а раскладывает предметы в две
коробки по разным признакам.
И.: В эту
коробочку положу все большие игрушки, а в эту -маленькие... Нет, лучше в
эту положу все красные, а сюда — все зеленые...
Нет, в одну коробку вес деревянные, а в другую - все мягкие... и т. д. (Затем Игрушка начинает «ошибаться», проводя неправильные классификации.)
И.: В эту коробку положу все
зеленые, а в эту — все деревянные; нет лучше сюда — мягкие, а сюда —
большие...
В.: Что-то
ты совсем запуталась! Игрушки можно разделять или по цвету — на красные,
зеленые, синие, или по размеру — большие и маленькие, или по материалу --
пластмассовые, деревянные или бумажные... А разделять их на зеленые и деревянные неправильно, иначе куда ты положишь вот
этот деревянный грузовик зеленого
цвета?
И.: Я уже
устала...
В.: Ну тогда
иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?
2. Подвижная игра «Разбежались!».
Дети в
произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит
перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны
должны разбегаться дети, например: мальчики — направо, девочки —
налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет --к окну и т.
п.
Желательно
называть признаки, которые четко позволяют детям
разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами
— без карманов; длинные — короткие рукава; кто обут в сандалики — кто не в
сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел
папа — кого не папа и др.
Не
рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие — направо,
низкие — налево), которые предполагают
вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет?» - а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делят детей на число групп больше двух («Любит собак -
любит кошек» - а если любит других
животных?).
Игрушка тоже
принимает участие в игре и выполняет соответствующие
команды. Игра может проводиться в быстром
темпе на выбывание.
3. Обсуждение противоречий в
предметах.
Пока дети
играли, кто-то убрал со стола почти все игрушки,
осталось только две: мячик и свисток (дудочка).
И.: Осталось
только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку
положу хорошую игрушку, а в эту -- плохую.
В.: А мячик
какой? Что в нем хорошего?
И.: Можно в
игры разные играть.
В.: А что
плохого?
В.: А
свисток хороший или плохой? Чем он хороший?
В.: А что в
нем плохого?
И.: Что же
мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке
тоже...
В.: А ты их
можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только
не забывай, что когда играешь с мячиком, то нужно ..., а когда со
свистком — будь внимательной, чтобы ... (Дети дополняют советы воспитателя.)
Желательно
после занятия организовать игры с мячиком и свистком
(дудочкой).
Противоречия в предметах
(продолжение)
Цели:
систематизировать знания детей о профессиях; научить
выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.
Оборудование:
мяч, конфета, нож, будильник.
1. Беседа о
профессиях.
Приходит
Игрушка и спрашивает детей:
- Вы пришли в детский сад, а ваши родители пошли на
работу. А чем они на работе занимаются, что делают?
Воспитатель
выслушивает ответы детей (в виде игры с мячом), затем
задает вопросы о профессиях на расширение кругозора («Кто лечит
людей?», «Чем занимается шофер?» и др.).
2. Игра «Дрессировщики».
Вопросы для
вступительной беседы: Вы любите ходить в цирк? А что в цирке хорошего и плохого? Какие
цирковые профессии вы знаете?
Давайте
поиграем в дрессировщика. Вы будете понарошку зверятами, которым я буду давать разные
команды. Но вы еще зверята маленькие, не очень послушные,
поэтому вы полняете только те команды, которые произносятся
вместе со словом «пожалуйста...». Если этого слова нет, то
команды вы не выполняете, а делаете, что хотите.
Зверята,
подпрыгните, пожалуйста!
Воспитатель произносит команды в
произвольном порядке и темпе.
3. Дидактическая игра «Магазин».
В.: Пока мы с вами играли в цирк,
наша Игрушка решила поиграть в «Магазин».
И.: Только
это магазин будет не простой, а сказочный. И покупателями
в нем будут сказочные герои, а я буду продавцом.
В.: Наши
ребята будут тебе помогать, согласна?
И.: Согласна,
только в своем магазине я хочу продавать товары и только хорошим сказочным
героям, а плохим — не хочу.
В.: Давай
попробуем, посмотрим, что получится.
Сюжет игры
основан на том, что один и тот же предмет («товар») вначале предлагается
«плохому» герою с указанием отрицательных сторон предмета, а затем
положительному герою рассказывается о
положительных сторонах. Игра наглядно демонстрирует вывод, что в каждом
предмете есть и хорошее и плохое.
Вариант игры.
В магазин входит Бармалей:
- Я хочу
купить краски.
И.: Зачем
тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!
Б.: Не буду
покупать.
Затем входит
Золушка.
И.: Золушка,
купи краски! Смотри, какие они хорошие, разноцветные,
яркие. Ты ими любую картину нарисовать сможешь!
3.: Хорошо, покупаю.
В процессе
игры «продаются» конфеты, ножик, будильник, причем
воспитатель обеспечивает организационную сторону игры,
а аргументы «за» и «против» покупки высказывают дети.
В конце
занятия «звенит» будильник. Игрушка вспоминает,
что ей пора уходить.
4. Подведение итогов.
|