Рассказ по картине: выразительные средства речи (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:43
Цели: активизировать
словарный запас; обучать навыкам сравнения;
систематизировать представления о признаках объектов.
Оборудование: рисунки для раскрашивания.
1. Упражнение «Комплименты».
Приходит
Игрушка очень нарядная, украшенная и разукрашенная.
В.: Какая ты
сегодня красивая! У тебя какой-то праздник?
И.: Да, у меня сегодня День
рождения!
В.: Ой, а мы
не знали! Что же мы с ребятами можем тебе подарить?
И.: Можно,
вы обо мне будете разные хорошие слова говорить?
В.: Конечно,
можно! Ребята, Игрушка хочет, чтобы мы ей подарили
много комплиментов!
Дети
называют разные достоинства Игрушки, желательно,
чтобы признаки назывались не только напрямую (с яркими глазами, сообразительная и др.), но и через сравнения (глаза сверкают как алмазы, умная как компьютер и др.).
И.: Спасибо, мне очень приятно. А
друг другу вы умеете делать комплименты?
Дети по цепочке
говорят друг другу комплименты.
2.Работа по картине: признаки и сравнения признаков.
В.: Игрушка, мы тебе подарим
картинку, о которой мы говорим уже несколько
занятий (показывает картинку).
И.: Спасибо. А можно, чтобы вы и
предметам на картинке тоже сказали
комплименты?
В.: Это нелегко, но мы попробуем.
Только давай, чтобы ребята называли не
только достоинства разных предметов, но и любые другие признаки.
И.: Хорошо.
Игрушка
показывает различные объекты на картинке и задает вопросы: Какой?
и На что похож? Дети отвечают. Упражнение можно провести в виде
соревнования.
3.Физкультминутка «Каравай».
Все дети
становятся в круг. В центре помещается Игрушка. Дети поют «Каравай»,
но кроме слов Вот такой ширины, вот такой
высоты и др., нужно добавлять и
изображать и дополнительные признаки:
Вот такой красоты, вот такой лег-коты, вот такой вкусноты, вот такой белизны и т. п.
4.Упражнение «Раскраска».
Воспитатель
предлагает придумать предложения по картине. Первой
вызывается Игрушка, которая называет несколько предложений,
но без прилагательных (Мальчик идет по улице, Котенок
играет со щенком на крыльце и др.).
В.: Твои
предложения правильные, но они похожи на черно-белые
рисунки.
И.: Разве
предложения можно раскрашивать?
В.: Конечно,
можно. Только не красками, а словами. Вот закрой глаза и повтори свои
предложения: ты можешь ответить, какой именно это был
мальчик, какая была улица, какими были котенок и щенок?
И.: Нет, не
получается.
В.: Если я тебе помогу и скажу,
что мальчик был маленький, светловолосый, в
зеленом костюме...
И.: Теперь получается!
В.: Я назвала
признаки, описала, каким был мальчик. Слова-признаки как бы раскрашивают речь.
Попробуй теперь и ты вместе с ребятами придумать
предложения с признаками.
Воспитатель может называть предложения без прилагательных, дети должны их «раскрасить»: повторить,
вставив как можно больше
соответствующих прилагательных.
5.Практическая работа.
Воспитатель
раздает детям черно-белые рисунки, которые необходимо
раскрасить.
Желательно подбирать интересные по сюжету рисунки, возможно дорисовывание серии рисунков по типу
комиксов.
Рисунки можно подарить Игрушке.
6.Подведение итогов.
Желательно обсудить, какое настроение сегодня у Игрушки, какое вообще бывает настроение, как
влияет настроение на то, как мы
воспринимаем окружающее.
Упражнение «Комплименты»
Нужно научиться придумывать комплименты вначале окружающим людям, затем предметам, явлениям,
событиям.
Предложения могут начинаться словами «Ах, какой ты!..», «Ах, какое у тебя!..», «Ах, как ты!..» и т.
п.