Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы (занятие с использованием ТРИЗ)
12.04.2011, 20:40
Цели:
формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.
Оборудование:
рисунки отдельных предметов, сюжетная картина.
1.
Дидактическая игра «Проверка памяти».
Воспитатель
показывает детям рисунок с изображением какого-либо
отдельного объекта, предлагает внимательно на него посмотреть и все запомнить.
Затем рисунок убирается, и дети должны
ответить на вопросы по его содержанию. Например, нарисована кукла. Могут быть заданы вопросы (используются вопросы с ловушками): Какого цвета волосы? На логах носки или гольфы?
Какое было платье — синее или зеленое (а оно красное)? С какой стороны карман (а кармана вообще не было). и др.
Желательно,
чтобы воспитатель фиксировал количество вопросов и
правильных ответов на них.
Аналогичная
игра проводится и с другим рисунком (желательно
принадлежащим к другой тематической группе).
2.Работа по картине «Что
делает?», «Кто что делает?»
Воспитатель
вывешивает картину с произвольным сюжетом. Нужно
назвать все изображенные на ней объекты. После этого можно проанализировать, из каких частей они состоят. Затем предлагается ответить на вопрос «что делает?» применительно к каждому объекту (желательно называть не одно действие, а несколько, например «дерево» не только «стоит», но и «растет», «наклоняется», «тянется к солнцу», «дает тень» и др.).
3.Игра на внимание «Уши, глаза,
нос».
Воспитатель в
произвольном порядке называет части тела, «отвечающие»
за органы чувств: уши, глаза, нос, руки, язык.
Дети должны
дотронуться или показать эту часть тела.
Воспитатель
может «сбивать» детей, показывая неправильные
варианты.
Игру можно
провести в кругу на выбывание.
4.Использование различных органов чувств для описания картины.
В.: В игре назывались разные
части тела. Зачем они нужны? Зачем нужны глаза (уши, язык, руки, нос)?
В.: Когда мы
с вами называли, что есть на картине, мы говорили только
о том, что можно увидеть. Но ведь человек может
еще и слышать, и дотрагиваться, и пробовать на вкус, и ощущать запахи... Представьте себе, что вы очутились на этой картине. Какие звуки вы бы услышали? Какие запахи бы почувствовали? Если бы вы могли дотронуться до всех предметов, что бы вы о них могли сказать? Что на картине можно «попробовать»?
Какой у этого вкус?
5.Практическая работа.
Воспитатель
убирает картину и предлагает ее по памяти нарисовать (основные объекты с учетом
их местоположения, цвета, размеров).
По окончании
рисования желательно сделать выставку и сравнить картину с детскими
работами. В конце делается вывод о том, кто
самый наблюдательный в группе. («Художественные достоинства» картин не оцениваются.)
6.Подведение итогов.
Упражнение «Увеличиваем
предложение»
Воспитатель
называет любое нераспространенное предложение (девочка играет, собака
бежит, солнце светит и др.), его нужно
«увеличить»: вставить в него другие слова.
Упражнение
можно проводить в виде соревнования: кто придумает самое длинное
предложение из исходного.
Можно предлагать детям самим
вначале придумывать нс-распространенные
предложения об окружающих объектах, а затем их дополнять.