Цели: развивать внимание, наблюдательность; обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования
и фантазирования.
Оборудование:
сюжетная картина, схема на наборном полотне.
1.
Дидактическая игра «Что изменилось».
Воспитатель
вызывает одного из детей и предлагает всем остальным
внимательно его рассмотреть и запомнить.
Затем
воспитатель вместе с этим ребенком удаляется в спальню
(раздевалку) и помогает сделать различные изменения (в прическе, одежде, позе и т. д.). По возвращении группа должна
назвать произошедшие изменения. Игра проводится 3 раза.
2. Работа по картине «Что было? Что будет?».
Вывешивается
картина, которая анализировалась на предыдущем занятии.
В.: Прошлый
раз мы рассматривали эту картину, обсуждали, что
на ней изображено, что видим сейчас. Раньше мы уже говорили, что у каждого предмета есть прошлое и будущее. Давайте представим, что было до того момента, который мы видим на картине?
Рекомендуется
обсуждать не только главных действующих лиц, но и второстепенных, в том числе
неодушевленные предметы. Временной отрезок может быть различной длины: можно представлять предшествующие события, которые произошли как несколько минут назад, так и несколько лет назад. Аналогично обсуждается и «будущее» (что будет потом?) различных
объектов.
3. Игра на внимание «Было, будет
и сейчас».
Воспитатель
обращает внимание детей на то, какими они были раньше,
предлагает показать им себя «маленькими» (ползают,
хныкают, сосут палец и др.). Затем обсуждается, как ведут
себя взрослые (ходят степенно, важно; гуляют под ручку, работают и др.).
Правила игры:
по команде «Было!» надо вести себя как «маленькие», по команде «Сейчас!» —
обычное поведение, по команде «Будет!» — изображать «больших».
Воспитатель называет команды в
произвольном порядке, иногда вставляя слова
типа малыши, взрослые, пятилетки и др.
4. Рассказ по картине.
Воспитатель
составляет схему
на наборном полотне, где первый
прямоугольник обозначает предшествующие
события (что было до этого?), центральный прямоугольник — «картина»
(что изображено сейчас?), третий прямоугольник — последующие события (что
будет потом?).
Предлагается
построить рассказ по этой схеме: нужно выбрать любой
объект, рассказать, что было вначале, затем описать его действия на картине и придумать последующие события.
Желательно составить несколько
рассказов о разных объектах.
5. Практическая работа.
Нарисовать
рисунок на тему «Что было?» или «Что будет?», используя сюжет картины.
6. Подведение итогов.