Занятие
3
1. Установление контакта
Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу.
Материал: мешок,
игрушечный кот.
Взрослый находит красивый мешочек, из которого доносятся какие-то звуки. Предлагает детям
взглянуть, кто в нем. Достает котенка. Ребята здороваются с ним.
2. Упражнение
«Блюдечко»
Задача: укреплять мышцы
языка, снимать зажимы артикуляционного
аппарата.
Материал: блюдце, молоко для кота.
Кот говорит детям, что играл с мешком, залез и него, а вылезти не смог. Долго просидел в
мешке и очень хочет кушать.
Взрослый предлагает покормить котенка (дает ему блюдечко с молоком). Дети также имитируют
движения языка котенка: язык вынуть изо рта и тянуть к носу (2—3 с), затем тянуть к подбородку (2—3 с).
3. Упражнение «Ленивый котенок»
Задача: тренировать неречевое дыхание, развивать моторику на макроуровне.
— Котенок наелся. Он сыт. Сейчас отдыхает и потягивается.
Давайте потянемся,
как котики.
Взрослый демонстрирует: поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как
котик. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [а].
Повторить несколько
раз.
4. Упражнение «Найди фигуру»
Задача: развивать мыслительную операцию (анализ).
Прямоугольников одного цвета на каждого участника.
Взрослый
просит детей выполнить задание: показать геометрическую фигуру — квадрат (круг, треугольник, прямоугольник).
5. Упражнение
«Составь картинку»
Задача: развивать мыслительную операцию (синтез).
Материал: картинка-образец с изображением
круга, разрезанные
картинки с изображением круга по количеству детей.
— Кот
принес картинку. Вот какой круг нарисован. (Взрослый демонстрирует картинку-образец с
изображением круга.)
Вот еще такие же картинки, но они
разрезаны на части. Посмотрите, как я составлю одну.
(Демонстрирует составление картинки.) Теперь каждый составит свою
картинку.
Образец находится перед детьми.
6. Игра
«Мы котята»
Задача: развивать моторику на макроуровне, снимать нервно-психическое напряжение.
Материал: магнитофон.
Звучит негромкая медленная музыка. Взрослый собирает детей
на ковре и говорит:
— Кот
предлагает нам побыть котятами. Ветер подул, форточка открылась — котенку стало
холодно, и он сжался. Форточку закрыли — котенку стало жарко,
и он расслабился.
Взрослый сопровождаетт свои слова показом. Повторить несколько раз.
7. Упражнение
«Покатай лапой»
Задача: развивать моторику на микроуровне, согласованные действия обеими руками, внимание.
Материал: шарики для пинг-понга на каждого участника, мешочек.
Кот
говорит: «У меня в мешке есть шарики. Давайте с ними поиграем, покатаем лапой».
Взрослый катает шарик по поверхности стола сначала одной
ладонью, потом другой, потом двумя руками вместе. Дети повторяют.
8. Вертикальная
штриховка рисунка
Задача: развивать моторику на микроуровне.
Материал: листы бумаги с контуром изображения кота, карандаши по количеству детей.
Взрослый предлагает раскрасить кота, изображенного на листе
бумаги.
9. Прощание
Дети прощаются с котом и друг с другом, пожимая руки.
Занятие 4
1. Установление контакта
Задача: создавать доверительные отношения, настрой на работу.
Материал: игрушечный
кот.
В гости к детям снова пришел кот. Взрослый предлагает детям поздороваться с ним,
используя различные приветствия. Если дети затрудняются, то взрослый помогает.
2. Упражнение
«Блюдечко»
Задача: укреплять мышцы языка, снимать зажимы артикуляционного аппарата.
Взрослый предлагает детям вспомнить, как кот пил молоко на прошлом занятии. Просит
кого-нибудь из детей продемонстрировать для остальных: язык вынуть изо рта и тянуть к носу (2—3 с),
затем тянуть к подбородку (2—3 с).
Взрослый предлагает повторно облизать губы, на которых осталось молоко (по 3—5 кругов в
каждую сторону). Упражнение
«Ленивый котенок» (см. занятие 3)
Упражнение «Разноцветные котята»
Задача: развивать мыслительные операции (анализ и классификация), зрительное восприятие и
внимание.
Материал: на каждого ребенка — по 3 коробки (красного, желтого, зеленого цвета), картонные
фигуры котят (красного, желтого, зеленого цвета), по 3 штуки каждого цвета.
Взрослый раздает каждому ребенку по 3 разноцветные коробки и разноцветные фигуры котят.
— Эти
коробочки и фигуры котят отличаются друг от друга по цвету. В каждую коробочку положите
фигуру котенка такого же цвета, как и коробка.
5. Упражнение
«Узнать эмоцию» (2 минуты)
Задача: развивать мыслительную операцию (сравнение).
Материал: карточки с изображениями
грустного и радостного человека.
Взрослый раздает карточки и просит показать радостного человека, грустного. Если дети
затрудняются в определении эмоционального состояния, взрослый спрашивает о том,
как может выглядеть
грустный человек, радостный человек.
6. Игра
«Поймай платочек»
Задачи: развивать моторику на макроуровне, снимать
нервно-психическое напряжение.
Материал: прутик с привязанной к нему веревкой длиной 0,5 м, на конце которой прикреплен
платочек.
— Кот
предлагает нам побыть котятами и поиграть с ним в интересную игру, которую любят все коты. Я буду держать нитку с привязанным к ней платочком, а
вы должны подпрыгнуть и прихлопнуть платочек ладонями.
(Взрослый держит прутик так, чтобы платочек находился на
5—10 см выше поднятой руки ребенка.)
7. Упражнение «Кошечка»
Задача: развивать моторику на микроуровие.
Котята садятся за столы и «скребут лапками» — поочередное сгибание фаланг пальцев,
потом всех пальцев сжатием кистей в кулак. При этом локти положены на стол и
кисти рук опущены
вниз.
8. Рисование
карандашами
Задача: развивать моторику.
Материал: рисунки кота, цветные карандаши.
Взрослый предлагает на прощание сделать коту подарок: нарисовать возле кота мяч и
заштриховать его.
9. Прощание
Каждый ребенок дарит коту свой рисунок и говорит ему какое-нибудь пожелание. Потом
дети прощаются друг с другом, желая всего хорошего. |