Занятие 15
1. Установление
контакта
Задача: создавать
доверительные отношения, настрой на работу.
Взрослый разделяет детей на пары
и предлагает им, стоя друг
напротив друга, коснуться друг друга ладонями — поздороваться. Затем партнеры меняются.
2. Беседа о зиме
Задача: развивать мыслительные операции
(анализ, синтез и обобщение),
стимулировать речевую активность ребенка.
Дети отвечают на вопросы
взрослого:
Какая пора года сейчас?
Как мы узнаем о том, что пришла
зима?
Солнце часто видим?
Солнце греет?
Небо какого цвета?
Чем покрыта земля?
Какие деревья зимой?
Какую одежду люди надевают зимой?
В какие игры на улице можно играть
зимой?
Взрослый обобщает:
— Когда наступает зима, становится очень холодно.
Солнце
светит редко и мало греет. Небо серого
цвета и покрыто об
лаками. Земля покрывается снегом,
деревья стоят без листьев.
Люди надевают теплую одежду. Зимой
бывает метель, вью
га и холодный ветер. Дни становятся
короче, а ночи длиннее.
Дети зимой любят играть в снежки,
кататься на санках, лепить
снежную бабу.
3. Упражнение «Горка»
Задача: укреплять мышцы языка, снимать
зажимы артикуляционного
аппарата.
— Ребята, мы с вами говорили, в какие игры можно
играть
зимой и на чем можно кататься, а
теперь давайте покажем гор
ку языком. Смотрите, как сделаю это
я.
Взрослый демонстрирует:
улыбнуться, открыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы.
4. Упражнение «Ух!»
Задача: развивать речевое дыхание.
— Давайте вспомним, как мы катимся с горки,
произнося:
«У-у-ух!»
5. Упражнение «Снежки вокруг»
Задача: развивать
мыслительную операцию (сравнение), развивать
пространственные представления, ориентируясь на себя.
Материал: большие, маленькие снежки.
Взрослый показывает снежки и
предлагает детям поиграть с ними.
— Возьмите большой снежок и положите впереди себя.
Возьмите еще один большой снежок и
положите его сзади себя. Возьмите
маленький снежок и положите сбоку от себя.
6. Игровое упражнение «Снежки»
Задача: развивать
моторику на микро- и макроуровнях, зрительное
восприятие и внимание, мыслительную операцию (классификация).
Материал: большие и маленькие снежки, 2
корзины.
— У нас есть снежки разного размера: большие и
маленькие,
и 2 корзины: большая и маленькая.
Надо большие снежки бросать в большую
корзину, а маленькие снежки — в маленькую
корзину.
Можно усложнить задание, поставив
корзины на дальнее расстояние.
7. Упражнение «Дорисуй»
Задача: развивать моторику на микроуровне.
Материал: листы бумаги с частичным контуром
снежной бабы, простые карандаши по количеству детей.
Взрослый предлагает дорисовать
рисунок так, чтобы получилась снежная баба.
8. Прощание
Дети прощаются друг с другом,
пожимая ладони каждому.
Занятие 16
1. Установление контакта
Задача: создавать
доверительные отношения, настрой на работу.
Взрослый предлагает поздороваться
так, как это могла бы сделать
снежная баба (например: потереться носами).
2. Упражнение «Горка»
Задача: укреплять мышцы языка, снимать
зажимы артикуляционного аппарата, развивать речевое дыхание.
Взрослый предлагает детям
вспомнить, как на прошлом занятии они делали горку с помощью языка. Взрослый просит кого-нибудь из детей
продемонстрировать для остальных (улыбнуться, открыть рот, кончик языка
поставить за нижние зубы).
3. Упражнение «Ух!»
Задача: развивать речевое дыхание.
Взрослый предлагает вспомнить,
как дети катятся с горки, произнося: «У-у-ух!» на выдохе.
4. Отгадывание загадок
Задача: развивать
мыслительные операции (анализ, синтез), концентрацию
внимания.
Взрослый загадывает детям
загадки.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом. (Горка.)
Взрослый подводит итог: «Снежинка,
сосулька, ледяная горка появляются, когда приходит зима».
5. Рассказ о зиме по картинкам
Задача: развивать
мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение),
стимулировать речевую активность детей.
Материал: опорные картинки с изображениями
(солнце, небо, земля, деревья, одежда, игры).
Взрослый просит детей вспомнить
рассказ о зиме с прошлого занятия. Предлагает посмотреть на карточки, где нарисовано то, о чем говорили раньше.
Взрослый помогает детям рассказывать, предъявляя карточки в строгой очередности.
6. Упражнение «Закрывая глазки»
Задача: развивать моторику на микро- и
макроуровнях, межполушарные связи.
Взрослый просит детей встать и
предлагает немного поиграть с закрытыми глазами.
— Стойте ровно, закройте глазки.
Теперь поднимите правую ногу. Глаза не.
открывайте. Поднимите левую ногу. Глаза не открывайте.
Сделаем еще раз.
В каждом положении необходимо
задержаться на 4—5 с. Взрослый должен проследить, чтобы каждый участник хотя бы
раз выполнил упражнение правильно.
7. Рисование карандашами
Задача: развивать моторику на микроуровне.
Материал: рисунки с предыдущего занятия,
цветные карандаши.
Взрослый предлагает разукрасить
рисунки, выполненные на прошлом занятии.
8. Прощание
Взрослый предлагает попрощаться
так, как это могла бы сделать
снежная баба. |